• А вы знали?
  • Бортовые огни (отличительные огни)- судовые сигнальные огни, левый - красного цвета, правый - зеленого цвета. Установлены они таким образом, что бы освещать непрерывную дугу горизонта в 112,5 градусов от направления прямо по носу до направления в 22,5 градусов позади траверза соответствующего борта.

Общая лоция ВВП

Карты, лоция, теория. Общая речная лоция рассматривает общие для всех рек свойства водного потока, его русло и различные естественные и искусственные препятствия для судоходства, очертания берегов и отложения в русле, прибрежную местность, их взаимосвязь и расположение при различных условиях плавания.


Сообщение

» 28 окт 2013, 07:58

Изменить размер шрифта ↓ВернутьИзменить размер шрифта ↑"... я считал, что все, что требуется от лоцмана, - это чтобы судно не вышло из реки, и мне казалось, что это отнюдь не сложный фокус, принимая во внимание ее ширину... "

М. Твен, Старые времена на Миссисипи



Отчасти так оно и есть. Особенно, если ваше судно - легкая "дюралька" с мощным подвесником, а экипаж - пара-тройка дюжих мужиков, отправившихся на поиски приключений. Посадки на песчаные косы и каменные гряды, сломанные винты и срезанные шпонки только придадут путешествию дополнительную остроту. Иное дело, - почтенный отец семейства, отправившийся с семьей провести отпуск вдали от дома на незнакомой таинственной речке. Лодка держится на воде только благодаря теще, в последний момент безжалостно вычеркнутой из списка вещей несмотря на бурные протесты жены. Канистры с бензином и маслом, запчасти для мотора, мешок круп и ящик тушенки, огромная польская палатка с тентом, ворох одежды, двое детей и собака, не считая капитанши с капитаном и десятка бутылок "беленькой", которые последний загодя рассовал под пайолы - все это способно утопить средней руки пароходик. Ни о каком глиссировании речь не идет. До заветной речки лодка, подгоняемая стареньким "Вихрем", идет "утюгом" - зарывшись носом в воду. Встречи с мелью, топляком или корягой превращаются для экипажа в форменную катастрофу. Для тяжелых 2-5-тонных катеров, которых на наших водоемах постепенно становится все больше и больше, подобного рода контакты тем более противопоказаны.

В принципе, для безопасного плавания по крупным рекам и водохранилищам в большинстве случаев достаточно знания общих правил и элементарной дисциплины. К сожалению, водных путей, оборудованных по всем нормам знаками навигационного ограждения, с каждым годом становится все меньше (что там говорить, освещаемая обстановка исчезла даже на Оке! ). Это во-первых. Во-вторых, магистральные реки частенько используются водномоторниками лишь как транзитные на пути к живописным, рыбным и глухим притокам 2-4 порядка, на которых обстановки или вообще никогда не было, или она сгинула в пятидесятых-шестидесятых годах вслед за речным министром Берией. Безопасное передвижение по таким водоемам во многом зависит от опыта судоводителя и знания им основ речной лоции и гидрологии.

"Со временем поверхность воды стала чудесной книгой; она была написана на мертвом языке для несведующего пассажира, но со мной говорила без утайки, раскрывая свои самые сокровенные тайны с такой ясностью, будто говорила живым голосом. <... > Пассажир, не умеющий читать ее, мог быть очарован какой-нибудь особенной, еле уловимой рябью <... >; но для лоцмана это были строки, написанные курсивом; более того - это была надпись крупными буквами, с целым рядом кричащих восклицательных знаков, потому что та рябь означала, что здесь под водой - затонувшее судно или скала и что они могут погубить самый прочный корабль в мире. На воде такая рябь просто промелькнет, а для лоцманского глаза - это самая тревожная примета. "

Общие сведения и терминология

Внутренние водные пути разделяются на естественные и искусственные.

Естественными внутренними водными путями называются реки и озера, где регулярное судоходство осуществляется с помощью дноуглубления и выправительных работ.

К искусственным водным путям относятся реки, в которых уровень воды для обеспечения судоходства поднят плотинами, а суда проходят через шлюзы. Эти реки называются зарегулированными. Искусственными водными путями считаются также каналы, соединяющие различные реки, и обходные каналы вокруг озер и водохранилищ.

Плавание транспортных судов происходит на всем протяжении рек, озер, водохранилищ, но не по всей их ширине, а только в определенной части, называемой судовым ходом или фарватером, для указания которого служит плавучая и береговая судоходная обстановка. Реки, озера, водохранилища или участки их, на которых выставлена судоходная обстановка для движения транспортных судов, называются внутренними судоходными путями.

Речной фарватер на реке в естественном состоянии, как правило, проходит по линии наибольших глубин и бывает в основном криволинейным, занимая по ширине только часть русла и водного потока. Меняющиеся скорость и направление течения, глубина, ширина, извилистость, горизонты вод - все это составляет специфику речного пути. Судоводитель должен хорошо ориентироваться в этом движущемся потоке, знать его особенности - "читать реку".

Речная лоция, или лоция внутренних водных путей, разделяется на общую и специальную.

Общая речная лоция рассматривает общие для всех рек свойства водного потока, его русло и различные естественные и искусственные препятствия для судоходства, очертания берегов и отложения в русле, прибрежную местность, их взаимосвязь и расположение при различных условиях плавания (ночью, днем, в половодье, в межень, в ледостав). Речная лоция, кроме того, изучает судоходную, береговую и плавучую обстановку и взаимодействие судна и водного потока. Хорошее знание общей лоции помогает судоводителю надежно овладеть техникой визуального ориентирования и выбору фарватера на любой реке, в том числе на несудоходной, где часты перекаты и другие препятствия, где нет судоходной обстановки и специальных лоций.

Специальная речная лоция изучает фарватер одной реки или ее участка с прибрежной местностью, характерными течениями, судоходной обстановкой и дает рекомендации по выбору курса и управлению судном по данной реке или ее участку.

Основные сведения о реках

Рекой называется постоянный водный поток, который под действием силы тяжести перемещается с высоких мест земной поверхности к низким по низкому вытянутому в длину продольному углублению в земной поверхности, называемому долиной реки. Окраины речных долин с боков ограничены повышенными участками земной поверхности - коренными берегами (кряжами или склонами). Коренной берег может очень далеко отстоять от русла реки и, наоборот, подходить вплотную к реке или выступать в сторону русла реки высоким мысом, называемым рынком гор.

Русло реки - самая низкая, разработанная потоком, извилистая часть долины, по которой происходит сток воды при низком уровне. Часть речной долины, заливаемая паводковыми водами, называется поймой.

Площадь земной поверхности, с которой собираются в данную реку поверхностные и подземные воды, называется водосборным бассейном реки. Водосборные бассейны рек обычно ограничены возвышенностями - водоразделами. На одном водоразделе могут начинаться сразу две и более рек. Например, Среднерусская возвышенность является водоразделом нескольких стекающих в разные моря рек: Волги, Днепра, Западной Двины.

Линию пересечения поверхности воды с берегом называют урезом воды. Узкую отлогую береговую полосу, примыкающую к урезу и заплескиваемую при волнении, называют заплеском. Каждая река имеет начало - исток, который может быть озером, болотом, ледником, ключом и т. д., и устье - место окончания реки нападения ее в море, озеро или другую реку.

Дельта - место отложения наносов реки в месте впадения ее в море или озеро. Река в дельте обычно разветвляется на несколько мелких протоков, рукавов. Дельта имеет вид треугольника, напоминающего греческую букву дельту. Треугольник своим основанием направлен к морю или озеру.

Лиман - сеть проранов, из которых образуется дельта реки. Лиманом обычно называются протоки в дельтах Днепра, Днестра. На Волге их называют ериками, на Дунае - гирлами, на Северной Двине - рукавами. Иногда протоки в дельте бывают очень широкими, тогда их называют ильменями (на Волге) или плавнями (на других реках).

Воложка - второе русло реки, отделенное от коренного (основного) русла островом. Воложка со временем может стать основным судовым ходом.

Горизонт воды, или уровень воды в реке, колеблется от максимального в половодье, когда заливается часть долины - пойма, до минимального в межень -маловодное состояние реки. Значения максимального и минимального горизонтов реки почти ежегодно меняются. В снежные и дождливые годы воды в реках бывает больше, в малоснежные и засушливые годы -меньше.

Уровень воды в реке зависит от наличия гидротехнических сооружений, нагонно-сгонных явлений под действием ветра, а также приливов и отливов в устьях рек.

Продольный профиль дна реки имеет зубчатую форму. Он все время меняется и в виде ступенек спускается от истока к устью. Глубоководные участки - плесы -располагаются между мелководными участками - перекатами. Каждая река имеет свой продольный профиль и уклон, поэтому уровень воды в реке на разных участках различен. Обычно верхняя ее часть - верхний плес - имеет больший уклон, поток режет породу, скорость течения значительна, а глубина невелика. Судоходство на такой реке затруднено. Такова, например, Волга в верхнем течении. В нижнем плесе реки уклон чаще всего незначителен, скорость течения резко снижается, что способствует отложению наносов в русле.

Гарантированная глубина - наименьшая глубина на каком-то конкретном участке реки, поддержание которой гарантируется государственными службами. Гарантированная глубина поддерживается за счет дноуглубительных работ, попусков воды из водохранилищ, выправительных сооружений и др.

Движущийся речной поток все время пробивает себе дорогу: размывает места со слабым грунтом и откладывает наносы в других местах в виде осередков, островов и чаще всего в виде кос. Так образуются изгибы русла реки, размыв которых усиливается с увеличением течения на поворотах. Особенно интенсивны размывы берегов и отложения наносов в период ледохода.

Изгибы русла рек имеют различную длину и форму Длинные изгибы меженного русла вместе с долиной называются извилинами. Очень длинная извилина реки, у которой расстояние между началом и концом значительно меньше чем общая длина по фарватеру (стружню), называется лукой. Длинный изгиб русла внутри долины называется излучиной, крутая короткая излучина - коленом.

С увеличением размыва русла начало и конец излучины в половодье могут быть соединены речным потоком. Такое естественное спрямление русла называется прорвой. Сначала в половодье, а по мере размыва и углубления нового русла и в межень, по ней может осуществляться судоходство. Со временем прорва становится глубже, шире и может превратиться в коренное русло. В самой же излучине откладываются наносы, постепенно она мелеет, превращаясь в старое русло - старицу, или староречье.

Изгибающиеся в разные стороны извилины, излучины, колена реки иногда соединяются небольшими прямолинейными участками. Здесь в поперечном разрезе русло относительно симметрично. С судна, находящегося на середине реки в криволинейном участке русла, хорошо видно, что один из берегов относительно обрывист, подмывается течением, и около него глубина значительная. В плане (вид сверху) этот берег имеет вогнутость и носит название вогнутого берега.

Противоположный берег, наоборот, пологий, вдоль него откладываются наносы, глубина около этого берега незначительна и постепенно увеличивается к середине реки. Течение слабое. Этот берег называется выпуклым.

Если встать лицом по направлению течения, то берег, расположенный с правой стороны, называется правым, а противоположный ему - левым.

Речной поток

Если мысленно разрезать реку поперек течения вертикальной плоскостью, перпендикулярной к плоскости поверхности воды, то площадь сечения, ограниченная сверху уровнем воды, а снизу периметром русла, называется живым сечением. Количество воды, проходящее через живое сечение в течение одной секунды, называется расходом воды.

скорость течения зависит от глубины и формы русла и распределяется по живому сечению неравномерно. Так, например, характер течения на прямых участках отличается от течения в закруглениях, а течение на перекатах - от течения на плесе.

В разных местах живого сечения скорость течения различна. В любом живом сечении максимальная скорость течения находится над самым глубоким местом около поверхности воды или несколько ниже ее (примерно до 1/3 глубины от поверхности воды). скорость течения уменьшается по мере приближения к берегам и дну реки.

На прямых участках русла наибольшая скорость течения находится в середине симметричного русла, а в криволинейных участках - близка к вогнутому берегу. Если на отрезке реки, состоящем из криволинейных и прямых участков, мысленно сделать некоторое количество живых сечений, а точки максимальных скоростей течения каждого живого сечения соединить линией, то получится ось динамического потока, которая, изгибаясь, близко подходит к вогнутостям берегов (если они вогнуты) и идет посередине в прямых участках.

В судоводительской практике есть понятие стрежень. Стрежень реки - это линия, соединяющая на водной поверхности реки точки с наибольшей глубиной русла и наибольшими скоростями течения. Практически ось динамического потока и стрежень совпадают. При ветре, направление которого совпадает с направлением течения, поверхностная скорость увеличивается и наоборот.

Неровности дна и водная растительность вызывают перераспределение скоростей в потоке. В местах сжатия потока, например между устоями моста, скорость течения увеличивается, особенно в придонной части.

Умение распознать направление и линию стержня очень важно для судоводителя.

Внутренние течения в потоке

В живом сечении под действием центробежной силы внутреннее течение направлено по поверхности воды к вогнутому глубокому берегу. У вогнутого берега течение направлено вниз и в придонном слое - от вогнутого берега к выпуклому. Поэтому лед в половодье и течение постоянно размывают вогнутые берега. Течение увлекает наносы к выпуклым берегам, где они и оседают.

Внутреннее течение смежных живых сечений на изгибах русла реки образует винтообразное течение, поверхностная составляющая которого называется прижимным течением. Последнее сносит судно с курса в сторону вогнутого берега и может привести к навалу судна на берег. На прямолинейных участках, соединяющих два изгиба русла, винтообразное течение рассеивается.

Неправильные течения

К неправильным течениям относят майданы, суводи, водовороты, толчеи, свальные течения, тиховоды.

Майданом называется беспорядочно-возмущенное вращательное движение воды в виде подвижных вихрей размером от нескольких сантиметров до нескольких метров в поперечнике. Майданы образуются над крупными подводными препятствиями при небольшой глубине над ними из-за нарушения нормального донного течения воды в русле. Таким подводным препятствием может быть затонувшее судно, камень-одинец, карча. Майдан обычно возникает несколько ниже подводного препятствия, так как вызванное им возмущение сносится течением, но может образоваться и в месте столкновения течений двух рек.

Суводью называется вращательное движение воды за подводным или надводным выступом в яру или за рынком гор. У левого берега вода в суводи вращается против часовой стрелки, у правого -наоборот. Суводи образуются также у различных гидротехнических сооружений: устоев, мостов, плотин, дамб и т. д. Особенно много больших суводей с сильным вращательным движением воды бывает во время половодья.

Водоворот - постоянное вращение воды со скоростью, равной скорости основного потока. Водовороты способствуют созданию глубоких ям и являются типичными для горных рек.

Толчея - скопление беспорядочных коротких и довольно высоких волн, находящихся все время на одном месте. Причина образования толчеи -отражение волн от берегов, причалов, особенно в местах большого движения судов. В устьях рек толчея возникает от перебоя поверхностного течения встречным ветром с моря.

Свальное (косое) течение - поперечное или направленное под углом отклонение течения или его части от своего нормального направления в реке (по стрежню). Оно возникает из-за разности в уровнях воды по ширине реки. Свальное течение бывает на перекатах, когда направление слива воды не совпадает с корытом переката у мостов, дамб, в порожистых местах и т. п.

Разновидностью свального течения следует считать затяжное течение, направленное из главного русла в его ответвление (протока, проран и т. д.).

Тиховоды - участки рек со слабым течением, а иногда и вовсе без него; образуются за отлогими наносами; характерны для выпуклых берегов.

Берега и образования в русле

Вогнутый берег и его элементы

Пойменный вогнутый берег, обрывистый из-за постоянного подмыва его прижимным течением, называется яром. У яра глубина всегда больше, чем у противоположного выпуклого берега. Это дает возможность судоводителям проводить суда с большой осадкой "по яру", т. е. около вогнутого берега. Яр начинается (и кончается) в том месте, где вогнутый берег переходит в прямой участок реки или в выпуклый берег. Начало яра называется верхним плечом, а окончание, находящееся ниже по течению, - нижним плечом.

Линия перехода горизонтального берега яра в обрывистый или отлогий берег называется бровкой яра. Возле яру могут располагаться препятствия для судоходства, существенно уменьшающие гарантированную глубину. К ним, в частности, относится печина - трудно поддающаяся размыву часть породы (обычно из плотной глины), которая вдается в русло. Печина бывает надводной и подводной. Выше печины создается подпор воды, а ниже суводь. По суводи судят о месте нахождения подводной печины.

Не менее серьезными препятствиями для судоходства, которые к тому же почти невозможно определить по внешним признакам рельефа местности и потока, считаются палица и побочень. Палицей называют горизонтальную площадку из неразмываемого грунта в яру под водой. Местонахождение палицы должно быть известно судоводителю, на ней меняется горизонт воды. Снять судно с печины и палицы обычно гораздо труднее, нежели с песчаной отмели, т. к. держащая сила глинистого грунта весьма высока, а глубины вокруг чаще всего не позволяют экипажу применить некоторые эффективные приемы снятия судна с мели.

Побочни - наносы песка у яра - возникают от слива воды во время половодья из затопленной поймы в коренное русло через яр. По образовавшейся в берегах выемке от слива воды из поймы можно определить место нахождения побочня сразу же после его появления. Побочней особенно много в ярах после половодья, когда река входит в свои берега. Чаще всего побочни размываются совсем или частично водой меженного русла. На шлюзованной реке побочни размываются медленнее, чем на свободной. Как правило, ниже суводей из-за ослабления течения откладываются наносы, т. е. возникают небольшие побочни.

Яр, возле которого имеются различные подводные и надводные препятствия для судоходства (печины, палицы, карчи, побочни, одинцы и т. д.) называют нечистым яром. Если у яра нет никаких препятствий для судоходства - он, соответственно, чистый.

Изображение


Выпуклый берег и наносные образования

На криволинейных участках русла реки винтообразным течением размывается вогнутый берег, и отмытые от него частицы грунта перемещаются ко дну. Затем донным течением они влекутся к выпуклому берегу. Там частицы грунта осаждаются, образуя наносы. Кроме того, наносы течением перемещаются вниз по реке и оседают в местах со слабым течением, к примеру, по всей ширине русла на прямых участках.

Наносные образования, отложившиеся в русле, образуют песчаные гряды, создающие неровное, волнообразное песчаное дно реки. Значительное отложение наносов у выпуклых берегов образует низкий отлогий песчаный берег без растительности, называемый песком. Форма песка обычно соответствует очертанию противоположного яра.

Основным видом отложения наносов (песка) является коса, которая имеет значительные размеры и треугольную форму. Основанием коса примыкает к выпуклому берегу и вершиной постепенно переходит из надводного состояния в подводное. Коса незначительных размеров, примыкающая к другой косе или непосредственно к выпуклому берегу, называется закоском.

Песок или коса под действием течения могут размываться и становиться обрывистыми около верхней по течению своей части, ввиду чего здесь обычно по глубокому месту проходит фарватер. Такой песок или косу называют обрезным. Группа подводных кос, незначительных по своим размерам, называется застругами. Заструги располагаются в русле в виде крупных гряд и примыкают к песчаному берегу, косам, закоскам. Залив в реке между косой и берегом называется затониной.

Наносные образования выпуклого берега, косы, закоски. и т. д. вследствие постоянной работы потока изменяют свои размеры, подвергаются размыву или, наоборот, увеличиваются.

Наносные образования в русле

Кроме наносов возле выпуклого берега и побочней в яру, в русле реки имеются и другие наносные образования, окруженные водой, как подводные, так и надводные. К ним относятся осередки, острова, высыпки, шалыги.

Осередком называется надводная отмель, окруженная со всех сторон водой и не имеющая никакой растительности. От размыва подводной части косы может появиться и подводный осередок; он может возникнуть также ниже мыса стрелки, образующейся от слияния двух рек, в тиховоде, за рынком гор, на различных подводных препятствиях. Осередки ограничивают ширину судового хода, изменяют направление течения воды.

Островом называется надводный осередок, имеющий растительность. Остров может образоваться из осередка, поймы, за счет спрямления излучины, разделения русла на два рукава, возникновения прорана - узкого рукава, делящего остров на два отдельных острова. Верхняя по течению часть острова и осередка, размываемая течением, называется приверхом, нижняя часть, где откладываются наносы, - ухвостьем.

Шалыгой называется подводное наносное отложение у борта корпуса крупного судна, ставшего на мель поперек корыта переката. После снятия судна с мели течение обходит шалыгу, размывая ее. Постепенно шалыга может сноситься течением ближе к подвалью переката и изменить его, образуя затруднительный для судоходства перекат с выпуклым подвальем. Шалыга может также задерживать наносы, увеличиваясь по форме и превращаясь в осередок.

Высыпкой называется отложение наносов, выносимых из притока (речки, ручья, оврага и пр.) в устье или ниже его. Высыпка состоит из гравия, песка, гальки, а иногда из камней. Если приток впадает с вогнутого берега, то высыпка, находящаяся в яру около устья этого притока, является одновременно и побочнем. Если приток впадает с выпуклого берега, то отложение наносов у этого берега усиливается. Судоводитель-любитель должен предвидеть возможность образования высыпки и при подходе к берегу ниже притока или при заходе в него вести судно на малом ходу, измеряя глубину наметкой (метрштоком).

Неразмываемые препятствия

В реке может быть большое количество неразмываемых препятствий. К ним относятся:

одинцы - отдельно лежащие в реке камни значительных размеров; одинец, вмерзший в лед, может перемещаться во время ледохода на довольно большие расстояния, так что в первые дни навигации следует быть особенно внимательным даже на знакомой реке;

огрудки (каменистые осередки) - вытянутые вдоль берегов скопления камней или подводная часть монолитного скального массива в русле;

гряды - подводное скопление камней в русле поперек реки;

пороги - подводное и надводное скопление крупных камней по всей ширине русла, создающее подпор воды выше порога и быстрое течение в пороге. Фарватер реки у порога обычно неглубок, извилист и проходит между подводными и надводными камнями.

Перекаты

Изображение


Наносы в реке располагаются по прямой, соединяющей выпуклые берега, образуя косой поперечный вал в русле по всей его ширине. Этот наносный вал, над которым глубина воды меньше, чем в смежных участках русла, затрудняет судоходство и образует перекаты. Между перекатами, создающими подпор воды, располагаются глубоководные участки реки - плесы.

Вал, или седловина переката, при пересечении со стрежнем размывается и в нем образуется углубление, называемое корытом переката, где находятся самые большие на перекате глубины. По корыту переката проходит судовой ход.

Верхняя по течению пологая часть седловины переката называется напорным скатом. Нижняя по течению часть седловины обрывиста и называется подвальем. Над подвальем находится наименьшая на перекате глубина. Самая верхняя часть подвалья называется гребнем. От формы подвалья, глубины, направления и скорости течения на перекате зависит степень трудности проводки судов по перекату.

Глубоководный участок реки, прилегающий к перекату, называется плесовой лощиной и является началом или окончанием очередного плеса.

Верхняя и нижняя косы перекатов - побочни - располагаются выше и ниже корыта переката. На перекатах судовой ход, как правило, переходит, или, как говорят, переваливает, от одного берега к другому. Эти места называются перевалами. Ввиду значительной разницы между осадкой судна и глубиной фарватера на судоходных реках судоводитель-любитель не всегда ощущает мелководье перекатов, но, как правило, его судно "чувствует" эти изменения и усиление течения на перекате.

Изображение


Когда судоводитель-любитель ведет свое судно по несудоходной реке или реке, где осуществляется сплав леса, только его умение определить корыто переката, форму подвалья, слив воды с него и знание судоходных качеств переката позволяет провести судно без посадки на мель и без аварий.

Перекаты очень разнообразны, они отличаются один от другого расположением в русле, элементами в плане и профиле, гидрологическим режимом. Степень трудности проводки судов по перекатам зависит от их свойств. Существует несколько судоводительских классификаций перекатов.

Перекатом с ровным подвальем называется перекат, вал которого расположен поперек реки по всей ширине корыта по прямой от верхней косы переката к нижней. Течение одинаково равномерно по всей ширине корыта переката. Судоходные качества переката благоприятные. Суда, идущие снизу, должны вводиться на подвалье переката так, чтобы диаметральная плоскость судна совпадала с направлением течения, для чего выход судна на прямой курс к корыту переката нужно осуществлять как можно раньше.

Перекат с выпуклым подвальем образуется чаще всего там, где водой переносится много наносов, где происходит размыв русла и особенно яров. Отложение наносов в средней части подвалья приводит к его выпуклости в плане и профиле. Эта выпуклость происходит за счет более или менее значительного подвального осередка в центре подвалья, где обычно находятся самые малые глубины. Поэтому течение на перекате веерообразное и нет ярко выраженной главной струи-стрежня. Судоходные качества такого переката плохие, так какв течение навигации фарватер может менять свое направление и проходить то с одной, то с другой стороны выпуклости подвалья. Веерообразное течение сбивает суда с курса к границам фарватера (к берегам).

Изображение

Перекат-россыпь располагается преимущественно на расширенных участках русла, в низовьях рек. Образуется застругами кос, лежащих на противоположных берегах, и шалыгами. Перекат-россыпь не имеет определенной формы, так как песчаные отложения, непрерывно перемещаясь, изменяют форму переката. Корыто не имеет ясно выраженного углубления. Подвальев бывает несколько и обычно они неправильной формы. Заструги, шалыги, осередки образуют неправильное течение, что вызывает рыскливость судов. Из-за нечетко выраженного подвалья проход судов по такому перекату затруднителен и идти по нему рекомендуется, непрерывно замеряя глубину.

Устьевые перекаты возникают во время половодья, когда вода из главной реки заходит в приток, занося свои наносы. Кроме того, подпор основной реки задерживает движение воды в притоке, чем способствует осаждению наносов. Со спадом воды после половодья эти наносы образуют в притоке, выше его устья, устьевые перекаты, которые иногда тянутся на несколько десятков километров. Появляются также косы, надводные и подводные осередки, острова, которые вода притока не может смыть в межень. Устьевые перекаты обычно очень затрудняют проход по ним судов. Владелец судна может начать свой туристский поход на мелководном несудоходном притоке, который впадает в полноводную реку. Поэтому важно знать, есть ли в устье притока устьевые перекаты, какова их глубина и возможно ли провести маломерное судно через эти перекаты. Если в межень через эти перекаты пройти в судоходную реку нельзя, следует скорректировать сроки начала похода, чтобы пройти через устьевые перекаты до минимального горизонта воды над ними.
Перед соревнованиями мы не тренируемся. Сильным тренировки не нужны, а слабым - не помогут!
Аватар пользователя
Johny
Автор темы
Администратор
Администратор
Сообщений: 6109
 
ТегиОбщая лоция ВВП

Сообщение

dol
» 21 дек 2013, 05:10

Изменить размер шрифта ↓ВернутьИзменить размер шрифта ↑Жень, спасибо за материал. Так сказать подкрепил практику теорией. Особенно полезно почитать для прохождения мелких несудоходных песчаных речек с большим количеством отмелей и небольшими глубинами.
Аватар пользователя
dol
Член Клуба
Член Клуба
Сообщений: 2138
 

Сообщение

Johny
» 21 дек 2013, 18:55

Изменить размер шрифта ↓ВернутьИзменить размер шрифта ↑Дим! Спасибо за комментарий. Я рад, что интересно. Еще больше материалов можешь почитать здесь
Перед соревнованиями мы не тренируемся. Сильным тренировки не нужны, а слабым - не помогут!
Аватар пользователя
Johny
Автор темы
Администратор
Администратор
Сообщений: 6109
 

Сообщение

Митрич
» 22 дек 2013, 08:59

Изменить размер шрифта ↓ВернутьИзменить размер шрифта ↑Регулярно изучаю:-) Может всё таки соберусь получить категорию МП. Если с катером слепится в 2014 году хочу от Икши до Питера дойти. Но это пока не мечты даже, а фантазии. Слишком много не зависящих от меня обстоятельств.
Аватар пользователя
Митрич
Вихревод
Вихревод
Прогресс до следущего звания:
1%
Сообщений: 201
 

Сообщение

Johny
» 22 дек 2013, 11:26

Изменить размер шрифта ↓ВернутьИзменить размер шрифта ↑Митрич! А зачем тебе МП для похода в Питер? На Ладоге в пределах возможного для тебя удаления от берега - там ВВП. Как вариант пройти по Новоладожскому каналу. Или по Балтике прохватить хочешь?
Перед соревнованиями мы не тренируемся. Сильным тренировки не нужны, а слабым - не помогут!
Аватар пользователя
Johny
Автор темы
Администратор
Администратор
Сообщений: 6109
 

Сообщение

Митрич
» 22 дек 2013, 13:17

Изменить размер шрифта ↓ВернутьИзменить размер шрифта ↑Может быть, когда нибудь получится вот так:-) :
http://www.vodkomotornik.ru/travel/wate ... -2008.html
http://www.vodkomotornik.ru/travel/wate ... -2006.html
Взято от сюда:
http://www.vodkomotornik.ru/travel/water.html
Кстати, катера там самые, что ни на есть обыкновенные. Не назвал бы их морскими яхтами:-)
Но надо подучиться, многого ещё не знаю... Вот для этого и есть зима:-) Нефиг время терять:-)
Аватар пользователя
Митрич
Вихревод
Вихревод
Прогресс до следущего звания:
1%
Сообщений: 201
 

Сообщение

Речник
» 26 май 2015, 07:38

Изменить размер шрифта ↓ВернутьИзменить размер шрифта ↑Ночью на реке интересно и опасно. Повторим или узнаем впервые огни и знаки.



Все сложное сделаем сразу, невозможное чуть позже!
Аватар пользователя
Речник
Член Клуба
Член Клуба
Сообщений: 1737
 

Сообщение

Johny
» 26 май 2015, 09:39

Изменить размер шрифта ↓ВернутьИзменить размер шрифта ↑
Перед соревнованиями мы не тренируемся. Сильным тренировки не нужны, а слабым - не помогут!
Аватар пользователя
Johny
Автор темы
Администратор
Администратор
Сообщений: 6109
 




Вернуться в Речная лоция



Ссылки на тему
Прямая ссылка:
BB-код для форумов, сайтов, блогов:
HTML ссылка:


  • Похожие темы
    Ответов
    Просмотров
    Последнее сообщение

На борту!

Пользователь просматривает форум: CommonCrawl [Bot]