• А вы знали?
  • Девятикратный чемпион водной "Формулы-1" итальянец Гвидо Капеллини установил рекорд скорости для спортивных катамаранов H2OF1 - 213,99 км в час.

Погранично-патрульный катер "Аист"

Обсуждение лодок, катеров, подвесных и стационарных моторов моторов. Опыт эксплуатации и ремонта.

Сообщение

» 10 фев 2015, 22:32

Изменить размер шрифта ↓ВернутьИзменить размер шрифта ↑Ну хоть режьте меня, люблю я эту посудину. С далекого 1988года, когда нам дали такой на острове Русский для разъездов, а морячек любезно давал мне порулить. Наверное это старость, понастольгировать, но тем не менее... Ниже перепост рассказа про "Аиста", очень мне понравился. Одна поправка, автор несколько раз повторяет, что длина катера 3м, это, наверное, опечатка.
ТТХ
Длина – 9,1 м
Ширина – 2,6 м
Высота борта – 1,22 м
Водоизмещение – 3,505 т
Осадка – 0,46 м
скорость –36 км/ч
Дальность плавания – 280 км
Мореходность – 3 балла
Двигатель (дизель) – 3Д20АС-2
Мощность – 260 л. с.
Запас топлива – 370 кг
Экипаж – 2 чел.
Пассажировместимость – 6 чел.
Макс. вместимость – 10 чел.
Непотопляемость – катер остается на плаву при затоплении одного отсека

Изображение

Знаете ли вы, что такое "Аист"? Часть первая - история создания. О! Это страшная боевая единица Морчастей погранвойск. Трехметровый катер на водометном движителе. Гроза нарушителей и беда экипажа, хотя можно и наоборот. Как не странно вещь эта способна передвигаться как в соленой, так и в пресной воде, а так же по болотам и в меру оттаявшей тундре, конструкторское ноу-хау. Видимо специально в ТЗ на разработку некоему КБ просто сказали: "Для пограничников и чтобы плавало еще. " КБ село, подумало, почитало газеты, спросило у прохожих: "Кто такие пограничники? " Лучшие представители общественности и прессы заявили, что пограничники это мужики в зеленых фуражках, и КБ поехало знакомиться с "возможными условиями эксплуатации". Судя по всему в Карелию, на финскую границу. (Как видите, флотские тут не при делах оказались.) По результатам выяснилось, что: 1) там есть болота, 2) там есть озера, 3) там есть реки, 4) там есть протоки между озерами, болотами и реками. Пятым пунктом на уровне всеобщего среднего образования было определено, что все это куда-то втекает, и это "куда-то" скорее всего море. Кроме вышеперечисленного там была отменная рыбалка, и эти пограничники знали клевые места, но пилить туда было довольно прилично, там были знатные грибы-ягоды, ну, и охота не подвела. Огорчало только одно - комары! Вернувшись в родные пинаты, народ засел за чертежи. Имея опыт в кораблестроении КБ сначала навояло нечто железное и грозное, но это с похмела. Буквально через несколько дней, отойдя от последствий командировки, они вспомнили о размерах проток и глубинах. Первоначальный проект был безжалостно укорочен до минимальных 8 метров, обе кормовые башни главного (и не очень) калибров были выброшены еще трепетавшей рукой главного конструктора. И тут коварной гадюкой встал вопрос о развесовки конструкции. Надстройка и баковое орудие неумолимо разрушали само понятие остойчивость. Кроме того, некуда старо девать турбину и котельное отделение. "Облечать надо" - решило КБ. После продолжительных баталий пришлось отказаться от мостика и турбины, но этот "недоносок" имел деффирент на нос и приличную осадку, что опять не укладывалось "в условия эксплуатации". От башни на баке тоже пришлось отказаться, дизель пришлось воткнуть абы как, но положение с осадкой это не выправило. Сроки поджимали. Вот-вот должна была прибыть пограничная комиссия. Облегчаемся! К моменту промежуточной комиссии на "катере" был установлен двигатель от ГАЗ-63 родного КБ, а с каждого борта висело по четыре накачанных колеса от того же "газона", что обеспечивало положительную плавучесть всей конструкции. Представители заказчика, увидев это чудо, тут же спросили: "Это что? Ездит? " Кораблестроители обиделись, плюнули и отдали это на Горьковский автозавод, справедливо возмущаясь тупостью заказчика. Так появился БТР-60П. Катер не появился! Выпив с горя "шила" корабелы загрустили. А потом сели, вспомнили командировку и нарисовали "Аиста". Три метра длины, под протоки, кубрик-каютку на два рундука, чтобы на рыбалке поспать было можно, рубку с удобными "летными" креслами и высокой посадкой, по корме площадочку с леерами и откидными баночками, чтобы рыбачить было удобно. Железо и броню безжалостно выбросили, заменив на алюминиевые сплавы. Ну, а водомет посередке воткнули. И получился "Аист". Правда, для вооружения места не осталось, но... Кстати от первоначального варианта (БРТ-60П) оставили руль, только поставили не "газоновский", а "москвичевский". Катерок получился довольно ладный с виду, но агрегатная компоновка была жутковатой. А что делать? Места мало. Зато разворачивался он на месте, ходил довольно бодро, осадка была минимальна. Порой перевозимый наряд выскакивал из него, и, ухватившись за леера, подталкивал его по малой воде, а он, плюясь песком и тиной, тащился "на пузе" до большой воды. Вот так появился наш "Аист"! Пограничный патрульный катер. Часть вторая - особенности... Если в пустыне или в лесу вы увидели человека в морской форме, значит это кому-нибудь нужно! Да, и совсем не обязательно хвататься за голову, давать себе обещание больше «не пить никогда», надо просто остановиться и повнимательнее посмотреть на погоны. Ну, видите? Зеленый кант на погоне, все нормально! Глубоко вдыхаем, вдох, вы-ыы-дох! Пограничники, ну, если точнее морчасти погранвойск. Да, уточнение это значительное, потому как срочную в морчастях служат на год дольше, форма у них флотская и собак им не дают, на этом недостатки службы заканчиваются, дальше одни плюсы. Главный из них - у них есть катера! Всякие, есть «Шмели», есть «Аисты». Хотя отдельные несознательные личности в тех же морчастях утверждают, что это и есть основной «минус». Итак, о катерах. Как сказал Maxez: «Шмель - это плавающий танк ПТ-76 у которого за длительный период эксплуатации атрофировались гусеницы и выросли винты». Про него рассказывать не буду. Ну, а «Аист»... катер стоял кормой у стенки, ветер ласково трепал бело-сине-зеленый флаг морчастей, слева у переборки «ходового» стояла пайолина окантованная алюминиевым уголком и обитая линолеумом. В проеме торчало две жопы, в чуть замасленных синих штанах рабочей робы. Жопы матерились. Матюги перемежались с глухим звоном ключей, периодически меняя тональность. - Ну? - Чего, ну? - Ну, и где он масло гонит, сука? - Это я у тебя хотел спросить! Давай на семнадцать! - Ты там полегче, а то заслонки подклинишь... - Не учи ученого... Бля, опять уронил. Деловую активность нарушил голос мичмана, подкравшегося, как и положено северному пушному зверьку незаметно: «Ну, чего там? » Жопы в проеме замерли. «Писец! » - узнали мичмана жопы. «Приплыли! - сказали две головы, сменившие жопы в проеме - масло гонит, сука, а где не понятно! » «Значит так, - сказал мичман, - через час приказ на границу, остальное меня не е... » И многозначительно замолчал. Две головы переглянулись, вздохнули и уступили место в проеме промасленным жопам. Через какое-то время из-под пайол раздалось: «А может просто магистрали протянем? А масло у 313-ого спи... возьмем, в долг. А там, на 16-ой, у водилы разживемся, даст, он же земеля». - Ага, а отработку из машинного потом мичман уберет! Ключ на 14 давай, мудила! Стрелки часов безжалостно кромсали время. - Запускай! Катерок фыркнул выхлопом и мерно заурчал на холостом ходу. - Ну, чего? Гонит? - Да не видно нехера! - Ладно, закрывай! До заставы дойдем, а там видно будет. - Ага, а обратно нас «зеленые» на веслах отвезут! Где ж он гонит, сука? - Угомонись! Переодевайся, пошли на приказ. Приказ на охрану границы ничем особенным от предыдущих не отличался, дозор по тылу, вывоз наряда на стык 15 и 16 заставы, смена наряда на ПТН с дальнейшей доставкой обратно на 16-ую заставу. Осторожно, не напрягая двигатель, отвалили от пирса и почапали на 16-ую заставу, где ждал наряд «зеленых». Постепенно, отслеживая давление и уровень масла, дали оборотов и пошли резвее. Флаг энергичнее затрепетал на ветру. Блеск озерной воды, сосны на берегу, редкая осока, радуга искристых брызг вскоре вышибли из голов навязчивую осторожность, дали полный. Флаг вытянулся в ровное полотнище, «постреливая» концами. Подошли к заставе. К пирсу швартовались с полного хода, лихо переложив руля буквально метров за семь до пирса, осадив инерцию «полным вперед» «выстрелив» из водомета. «Ну, вот и пирс сапогам помыли! » - весело улыбнувшись друг другу подумали они. - Дуй к земеле за маслом, а я пока гляну как там! Через пятнадцать минут на пирсе появился наряд «зеленых», двое на ПТН и трое с собакой в дозор. Спустя минуту появился и «засланец». - Ты чё пустой?! - На обратном пути заберем, старшина на заставе. У тебя как? - А хрен его знает! Вроде не видно. Приняли наряды и пошли на стык. Озеро закончилось, вот и протока. Сбавили ход практически на входе в само русло, осадив катер задним ходом нагоняя в протоку волну, дали «малый вперед» в надежде максимально дальше войти в протоку по волне, не выгружая наряда. Пролезли не цепляя дном метров на двадцать, что было удачей, а дальше сели. Осадка не позволяла. - Ну, бойцы-погранцы! Вылезай, приехали, толкать будем! Наряд, матюгаясь сержантами, под недоумевающие взгляды троицы молодых бойцов, стал переваливаться через борт в протоку. - Как толкать? - Сильно, салабоны, сильно! Воды было сантиметров двадцать, даже разуваться не пришлось. Облегченный «Аист» своим ходом прошел еще метров семь и встал. - Ты рулем еще погуляй, может подмоем. - Не-е, нафиг, пусть подтолкнут, а то совсем обмелело, еще сядем. - Все мужики! Толкаем! Сержанты «зеленых» весело переглянулись и заняли места по углам кормы, троих молодых поставили прямо на выходах водомета. Пес и экипаж катера с интересом наблюдали за расстановкой сил. - Ну, что, «море»? Поехали что ли «на раз-два взяли»? «Море» удавило в себе смех, сделало серьезные морды и авторитетно заявило: «Так, молодежь, уперлись помощнее и по команде толкаем! » - Раз-два, взяли! катер взревел, выбросив из себя мощный поток воды с песком. В фонтане воды, блеске брызг троица молодых с обалдевшими глазами сидела на заднице в метрах четырех от катера, ухватившись руками за пах, и мерно покачивались как китайские болванчики. Псина лаяла от восторга, экипаж и сержанты ржали во весь голос. - Эх, воины! Вы же пограничники! Нужно было не просто на катере катиться, но и приглядываться, что к чему. Встали у сопла!!! Ну, салажня! Ну, порадовали! Ничего, заодно и бляхи почистили! Секите, салаги, секите за всем, на границе мелочей не бывает! Это ваш первый урок. Спустя десять минут, уже при нормальной расстановке, мокрые как черти, они вытолкали свой «Аист» на большую воду и ушли на стык... Эпилог. О чем это я? Да в принципе не о чем, просто вспомнил ребят-катерников, которые были близкими друзьями, которые вывозили нас на границу, давали «порулить» «Аистом». Тех, которые прятали влажные глаза, провожая нас на дембель, оставаясь на границе еще на один год. Помню я вас и ваших «Аистов», вот и все. А дома на стене у сына висит флаг Морчастей, еще советский с того самого «Аиста». Рихард (Старшина) 30-04-2004
быстро, качественно, не дорого. Выберите любые два.
Аватар пользователя
sayga
Автор темы
Член Клуба
Член Клуба
Сообщений: 648
 
ТегиПогранично-патрульный катер "Аист"

Сообщение

Johny
» 12 фев 2015, 04:44

Изменить размер шрифта ↓ВернутьИзменить размер шрифта ↑Жень, тебе такой надо на Нерль! ))))))))))))) А то семья большая, да и друзей - алкоголиков с каждой навигацией больше и больше!
Перед соревнованиями мы не тренируемся. Сильным тренировки не нужны, а слабым - не помогут!
Аватар пользователя
Johny
Администратор
Администратор
Сообщений: 6273
 

Сообщение

Johny
» 12 фев 2015, 04:57

Изменить размер шрифта ↓ВернутьИзменить размер шрифта ↑
Перед соревнованиями мы не тренируемся. Сильным тренировки не нужны, а слабым - не помогут!
Аватар пользователя
Johny
Администратор
Администратор
Сообщений: 6273
 

Сообщение

Johny
» 12 фев 2015, 05:05

Изменить размер шрифта ↓ВернутьИзменить размер шрифта ↑Пограничный катер проекта 1398 «Аист» был по существу первым послевоен­ным рейдовым катером, спроектированным и построенным специально для погранич­ных войск с учётом всех требований, вытекающих из специфики их службы.
Нужен был специальный катер для охраны государственной границы на реках Амур в средней полосе, Уссури с притоками, Дунай, Амударья, на озере Ханка и озёрах Карельского перешейка, в прибрежных районах Финского залива.
Служба катера должна была заключаться в патрулировании акваторий, пере­возке пограничных нарядов с боевым снаряжением и собаками на фланги охраняе­мых участков, доставке грузов на заставы и для деловых разъездов в пределах задан­ного района эксплуатации.

И такой катер был сделан.

Это был катер из лёгкого сплава с одновальной дизельной установкой и двухсту­пенчатым водомётным движителем. Системы и агрегаты двигателя были разработа­ны с учётом эксплуатации катера в засорённых водоёмах. Например, система охлаж­дения двигателя пресной водой была одноконтурная, теплообмен которой осуществ­лялся забортной водой в специальных каналах в днищевой части корпуса катера. Гребной вал имел упорный подшипник, работающий в масле, и опорный подшипник из капролона. Такие конструктивные мероприятия позволяли эксплуатировать катер в акваториях с песчаными отмелями, взвешенными частицами песка и ила в воде, мно­гочисленными протоками и берегами, заросшими осокой, камышом и кустарниками.

В соответствии с техническим заданием катер принимал на борт шесть пассажи­ров, а при необходимости 10 человек или 500 кг груза, имел мореходность 3 балла.

Ввиду того, что собаки чувствовали себя некомфортно на металлической палубе, пришлось для изготовления палубы и рубки применить дерево.

Изображение

В сентябре 1967 года был построен и прошёл испытания головной катер, кото­рый в том же году был передан в эксплуатацию по прямому назначению.

После завершения постройки головных катеров их серийная постройка была поручена феодосийскому судостроительному заводу «Море».

Катера проекта 1398 стали поступать в пограничные войска для прохождения так называемого установочного периода эксплуатации. В этот период они подтверди­ли своё соответствие климатическим и природным требованиям при выполнении всех возложенных на них задач. Предложения и замечания заказчика по улучшению экс­плуатационных качеств весьма благожелательно принимались проектантом и, если позволяли условия, незамедлительно вносились в конструкторскую документацию, которая передавалась заводу-строителю.

Изображение

В результате эксплуатации первой серии катеров проекта 1398 были собраны и систематизированы все замечания и предложения для внедрения их на головном ка­тере второй серии. В качестве головного катера второй серии был взят один из серий­ных катеров, на котором были внедрены все принятые замечания и предложения эксплуатационников.
Основные изменения проекта касались защиты водомётного комплекса и усовершенствования управления катером. Двухступенчатый водомётный движитель, установленный на катере, проектировался в содружестве с ЦНИИ им. академика А. Н. Крылова и состоял из двух рабочих колёс и двух спрямляющих аппаратов. Двух­ступенчатый водомёт оказался очень сложным и дорогим и, главное, недостаточно износоустойчивым при засасывании пульпы и гальки. В целях упрощения и удешев­ления, а также увеличения долговечности водомёта проектант в инициативном по­рядке спроектировал и изготовил одноступенчатый водомёт, который по скоростным качествам оказался не хуже двухступенчатого.

Параллельно с этим на катерах проекта 1398 клиновидный руль был заменён на коробчатый и раздельная перекладка заслонок заменена на одновременную, что уп­ростило управление ими.

Для улучшения видимости с поста рулевого была занижена носовая часть каюты.

В декабре 1969 года в Феодосии были проведены испытания головного катера второй серии, после чего он был принят в состав пограничных войск. В январе 1970 года заводу «Море» был передан корректированный комплект документации для се­рийной постройки этих катеров, которым был присвоен номер проекта 1398Б.

Во втором полугодии 1970 года были проведены дополнительные работы по улучшению устойчивости катера на курсе, проходимости по мелководью и ряду дру­гих мероприятий улучшающих эксплуатационные качества катера.

Эти катера стали поступать на все участки границ Советского Союза и вскоре стали весьма популярны в морских и речных пограничных частях.

Живучесть и непотопляемость катеров была феноменальной. Двигаясь на отно­сительно большой скорости, рулевой не всегда своевременно мог обнаружить в воде плавающие предметы, особенно хорошо намокшие плавающие брёвна, которые не выступают над поверхностью воды. Из-за этого были неоднократные случаи столкно­вения катеров на скорости с этими брёвнами. Повреждения носовой части катера ниже ватерлинии были значительны, однако ни одного случая гибели катера статис­тика не отмечала. Все такие катера своим ходом приходили на базу и после ремонта возвращались в строй. Непотопляемость катеров проекта 1398В демонстрирует и та­кой эпизод, случившийся в сентябре 1974 года на Чёрном море.

Трёхсоттонный лоцманский бот проекта 1710, принадлежащий морским частям пограничных войск, осуществлял буксировку катеров проектов 1390 и 1398Б «Аист» из Очакова в Одессу. Буксировка проводилась в двух милях от берега при состоянии моря около трёх баллов. После трёх часов хода волнение усилилось до шести баллов, и началось заливание катера через рубку. Появился дифферент на корму, и в целях безопасности экипажи обеих катеров были сняты. Ещё через час произошёл обрыв буксира. Лоцманский бот стал на якорь, вызвал помощь и вел наблюдение за остав­ленными катерами. А катера в это время дрейфовали к берегу. Отяжелевший от принятой воды «Аист», играя роль плавучего якоря, развернул катер проекта 1390 кормой к волне, и катера, подгоняемые попутной волной в корму, добрались до бере­говой отмели. Когда произошло касание кормой грунта, «Аист» прекратил своё дви­жение, и произошел обрыв троса, связывающего катера. В районе посёлка Григоровка катер проекта 1390 был выброшен на берег, а катер проекта 1398Б, оставшись на мели, стал получать периодические удары о грунт с каждой набегающей волной. катер «Аист», находясь в полузатопленном состоянии (над водой находились лобовая часть рубки, крыша каюты и носовая часть корпуса), в течение не менее десяти часов выдерживал эти разрушающие удары.

Утром аварийные катера были обнаружены, и через семь часов «Аист» был снят с отмели и доставлен в Одессу на судоремонтный завод. Повреждения катера были характерными для такой аварии, а именно: в кормовой части образовались гофры с разрушением обшивки, водозаборник смят, набор и водомётная труба деформирова­ны. Были также повреждения палубы в носовой части, но эти повреждения катер получил в процессе судоподъёмных работ. Через год, после переборки двигателя и устранения повреждений, катер был возвращен в строй.

В конце 70-х годов поступила рекламация на катер проекта 1398Б. Разобрав­шись с претензиями потребителя, проектант выяснил, что рекламация поступила из стран Экваториальной Африки. Иначе и быть не могло, так как эти катера не пред­назначались для эксплуатации в тропиках. Их отправка в Африку была произведена без согласования с проектантом, который не допустил бы этого без соответствующей переделки проекта. Отклонив все претензии в свой адрес, проектант, тем не менее, разработал вариант катера пригодного для эксплуатации в тропиках. Этот проект Подучил номер 1398Т. Больше претензий из стран Африки, Азии и Центральной Аме­рики, куда поставлялись эти катера, не поступало.

Первоначально строительством катеров проекта 1398Б занимался феодосий­ский завод «Море», но позже документация была передана Батумскому судострои­тельному заводу. Их строительство в Батуми продолжалось вплоть до 1991 года, года распада СССР и независимости Грузии. Несмотря на существующий спрос, из-за объек­тивных трудностей у заказчика и изготовителя, Батумский завод прекратил поставки этих катеров в Россию, да и вообще прекратил их серийную постройку. Для удовлет­ворения потребности Федеральной пограничной службы строительство третьей серии катеров взяло на себя акционерное общество «Редан», так после приватизации стало называться ЦКБ «Редан». Пересматривая и корректируя техническую документацию под своё производство, проектантом были внесены изменения и усовершенствования в конструкцию катера. Наиболее существенным изменением было изготовление верх­ней палубы и рубки целиком из стеклопластика. Благодаря этим изменениям катер ещё больше улучшил свой вид.

После изготовления двух десятков катеров их производство прекратилось. При­чиной этому было и отсутствие денег у заказчика, и угасание производственной дея­тельности АО «Редан» из-за отсутствия финансирования и утечки кадров. Больше постройка катеров проекта 1398Б не возобновлялась.
Перед соревнованиями мы не тренируемся. Сильным тренировки не нужны, а слабым - не помогут!
Аватар пользователя
Johny
Администратор
Администратор
Сообщений: 6273
 

Сообщение

sayga
» 12 фев 2015, 07:51

Изменить размер шрифта ↓ВернутьИзменить размер шрифта ↑Жень, спасибо, не видел этой статьи.
Согласись, зачетная машинка. Был бы достойный вариант, взял бы.
быстро, качественно, не дорого. Выберите любые два.
Аватар пользователя
sayga
Автор темы
Член Клуба
Член Клуба
Сообщений: 648
 




Вернуться в Лодочная станция



Ссылки на тему
Прямая ссылка:
BB-код для форумов, сайтов, блогов:
HTML ссылка:


  • Похожие темы
    Ответов
    Просмотров
    Последнее сообщение

На борту!

Пользователь просматривает форум: CommonCrawl [Bot]