• А вы знали?
  • Балансирный руль - руль, у которого часть плоскости пера (примерно 20-30 процентов всей площади) расположена впереди оси вращения руля. При перекладке такого руля встречные потоки воды своим давлением на балансирную часть содействуют отклонению руля, что позволяет уменьшить мощность рулевой машины.

Съёмки строительства Белоомутского гидроузла С.М. Прокудиным

Общение на околоводномоторные и неводномоторные темы

Сообщение

» 05 май 2015, 03:12

Изменить размер шрифта ↓ВернутьИзменить размер шрифта ↑Изображение

Русский фотограф, работавший в начале ХХ-го века, Сергей Михайлович Прокудин-Горский (1863-1944), является одним из пионеров съёмки "в естественных цветах". Для получения цветного изображения, Сергей Михайлович пользовался методом тройного цветоотделения. Снимок производился попеременно через синий, зелёный и красный светофильтры на обычные чёрно-белые фотопластины, затем при одновременной проекции на экран всех трёх снимков через светофильтры тех же цветов, получалось многоцветное изображение. Сразу следует дать пояснение, что Прокудин-Горский, не являлся изобретателем этого метода (как и цветной фотографии в целом). Поэтому, когда говорят или пишут что-то вроде "снимок сделан по методу Прокудина-Горского", это, по сути, неверно. Правильным будет выражение типа: "снимок, сделанный Прокудиным-Горским, методом тройного цветоотделения". Тем не менее, Семён Михайлович внёс значительный вклад в совершенствование указанного метода цветной съёмки. При всём своём техническом несовершенстве и сложности (например, нельзя было снимать движущиеся объекты-они получались смазанными), на тот момент, метод тройного цветоотделения был, пожалуй, способом, позволяющим получить наиболее качественные цветные изображения.

Кроме проецирования цветного изображения на экран, существовали способы воспроизведения фотографий типографским способом, также в цвете.

До настоящего времени дошло около двух тысяч снимков, выполненных Прокудиным-Горским (некоторые-только в чёрно-белом варианте, либо в виде иллюстраций в книгах и открыток). Через некоторое время после революции 1917 года, Сергей Михайлович уехал заграницу. Коллекция также была вывезена за пределы Советской России. Точная дата и обстоятельства вывоза до сих пор неизвестны, как и неизвестна судьба остальных негативов работы Прокудина-Горского, а ведь их, судя по всему, было значительно больше известных на настоящий момент. Существуют контрольные альбомы, в которые Сергей Михайлович вклеивал чёрно-белые отпечатки сделанных снимков с пояснительными подписями к ним. Хотя и в альбомах есть пробелы-некоторые снимки отсутствуют, остались только подписи. Тем не менее, несмотря на утраты, даже в таком усечённом виде, это самое большое собрание подобного рода цветных фотоснимков, сделанных в начале двадцатого века.

Изображение

Один из листов контрольного альбома.

В настоящее время, данная коллекция находится в библиотеке Конгресса США. Фотопластины были отсканированы и выложены в свободный доступ на сайте библиотеки: http://www.loc.gov/exhibits/empire/empire-ru.html Естественно, что время не пощадило и сохранившиеся фотопластины-на них имеются трещины, повреждения эмульсии, утрата части изображения. Но даже будучи просто сведёнными, без какой либо реставрации, эти фотоснимки дают достаточно полное представление о цвете снимаемых объектов. А после обработки в графических редакторах (когда убираются как огрехи съёмки, так и повреждения пластин), реставраторам удаётся добиться очень высокого качества изображения. Пожалуй, главным достоинством снимков Прокудина-Горского является то, что они не раскрашивались искусственно, ни на момент съёмки, ни в наше время, и передают натуральные цвета, а реставрация всего лишь помогает их лучшей передаче.

Среди сохранившихся фотоснимков, оказались фотографии, сделанные на территории современного Луховицкого района (на тот момент-Зарайского уезда Рязанской губернии). Сергей Михайлович задался целью запечатлеть в цвете максимальное количество как различных исторических и природных достопримечательностей, так и технических новинок Российской Империи. Идея эта была одобрена на высшем уровне, самим императором Николаем II, в результате чего Прокудин-Горский получил разрешение снимать любые объекты, которые считал достойными внимания. Одним из них и стала стройка плотины и шлюза в районе сёл Верхний и Нижний Белоомут. Время съёмки-лето 1912 года. К сожалению, изображения сохранились не в полном объёме. Часть фотографий (7 штук), сделанных на стройке около Белоомута, известна только по надписям в контрольном альбоме, эти снимки относятся к пропавшей части коллекции. В виде чёрно-белого контрольного отпечатка сохранился и единственный снимок, сделанный в селе Дединове. Итак, что же мы можем видеть на сохранившихся снимках:

1. Работы по постройке шлюза.

Изображение

2. Барак Министерства Путей Сообщения.

Изображение

Очевидно, барак служил гостиницей, для руководителей и инженерно-технического состава стройки. На заднем плане этого снимка видны сёла Верхний и Нижний Белоомут, и три храма-слева Трёх Святителей, в центре Преображения Господня в Верхнем Белоомуте, и наконец справа-не дошедший до наших дней, снесённый Преображения Господня в Нижнем Белоомуте. Этот снимок развевает всякие сомнения относительно того, как именно выглядел снесённый Преображенский храм Нижнего Белоомута.

3. Бараки подрядчика.

Изображение

В этих бараках жили занятые на стройке рабочие.

4. Лесопилка.

Изображение

5. Бетонировка флютбета плотины.

Изображение

На этом снимке, в центре, можно видеть Н. П. Пузыревского, автора проекта гидроузла. К сожалению, это единственный человек из серии белоомутских снимков, которого удалось идентифицировать. Имен других участников строительства, запечатлённых на фотографиях, как из инженерно-технического состава, так и из рабочих, установить не удалось. Может быть, кто-то из читающих это, узнает своих родственников? Ведь на строительстве, скорее всего, были заняты в основном жители окрестных сёл и деревень.

6. Плетение железо-бетонной арматуры для стенок шлюза.

Изображение

7. Тонкий устой плотины и часть оконченного флютбета.

Изображение

8. Машинное отделение (дизель-электростанции).

Изображение

С этим снимком нет однозначной ясности, где именно произведена съёмка-в Белоомуте, или Кузьминском.

Здесь сделаю небольшое отступление: помимо съёмки работ по шлюзованию Оки в Белоомуте, Прокудиным-Горским снималась также аналогичная стройка в селе Кузьминском, на территории современного Рыбновского района Рязанской области.

Не буду детально рассматривать здесь снимки с Кузьминской стройки, хотя они тоже достаточно интересны. Фотографии можно просмотреть как на сайте Библиотеки Конгресса, так и на других ресурсах, посвящённых творчеству Прокудина-Горского.

Несмотря на то, что работы велись, по сути, аналогичные, судьбы Белоомутского и Кузьминского гидроузлов различны. Кузьминский шлюз заработал сразу же после ввода в эксплуатацию, Белоомутский быстро вышел из строя-вода размыла грунт под плотиной. Уже шла Первая Мировая война, и государству было не до восстановительных работ. Произошедшая революция и начавшаяся впоследствии Гражданская война, так же этому не способствовали. В результате, в эксплуатацию, Белоомутский гидроузел был введён только в начале 30-х годов.

Этот снимок с сайта Beloomut (не принадлежащий, естественно Прокудину-Горскому), относится именно к тому периоду после аварии, когда шлюз находился, по сути дела, в заброшенном состоянии:

Изображение

После Великой Отечественной войны, на плотине Кузьминского гидроузла, была сооружена межколхозная ГЭС, снабжавшая электроэнергией близлежащие населённые пункты. В настоящее время ГЭС уже не действует. По некоторым сведениям, рассматривался вопрос о сооружении подобной электростанции и на Белоомутской плотине, однако осуществлено это не было.



В наши дни, Кузьминский гидроузел полностью исчерпал ресурс и не выполняет свои функции. Проход судов через шлюз стал невозможен, и было принято решение о его полной реконструкции, а точнее-строительстве на новом месте, немного ниже по течению.

Белоомутский гидроузел продолжает функционировать и по сей день, пропуская суда, хотя время от времени появляются слухи о возможности и его реконструкции.

Вернусь, однако, к снимку-на нём изображено машинное отделение дизельной электростанции. В то время электричество уже играло значительную роль в промышленности вообще и в строительстве в частности, что нельзя не заметить по снимкам строек как в Белоомуте, так и в Кузьминском. Столбы с фарфоровыми изоляторами, провода, заметны на обеих строительных площадках. Электроэнергия применялась как для привода различных машин и механизмов, так и для освещения стройплощадок-работы велись круглосуточно.



К сожалению, нет абсолютной уверенности, к какой из строек следует отнести данную фотографию-в контрольном альбоме место съёмки не указано. Но в любом случае, такая электростанция на белоомутской стройке была.

9. Насосы для выкачивания воды.

Изображение

10. Камнедробилка.

Изображение

11. Бетоньерка для размешивания цемента.

Изображение

Этот снимок, как и последующий сохранился только в чёрно-белом варианте.

12. Заготовленный материал.

Изображение

И наконец, снимок, сделанный в Дединове, тоже, увы, чёрно-белый:

Изображение

Сейчас уже трудно сказать, почему Сергей Михайлович сделал этот снимок-просто решил запечатлеть красивый вид, либо запланировал заранее, зная о достаточно интересном прошлом этого большого и богатого села.

При подготовке настоящей статьи использованы материалы с сайтов "Храмы России": http://www.temples.ru/forum/viewforum.php

и сайта prokudin-gorsky.org
Все сложное сделаем сразу, невозможное чуть позже!
Аватар пользователя
Речник
Автор темы
Член Клуба
Член Клуба
Сообщений: 1833
 

Сообщение

Димон
» 05 май 2015, 03:51

Изменить размер шрифта ↓ВернутьИзменить размер шрифта ↑Круть!!! :sm35:
У русских пойти на рыбалку и пойти рыбу ловить - две совсем разные вещи..
Аватар пользователя
Димон
Член Клуба
Член Клуба
Сообщений: 1041
 

Сообщение

Вовик
» 05 май 2015, 05:17

Изменить размер шрифта ↓ВернутьИзменить размер шрифта ↑Да!!! Сейчас, так не строят!!!!!!! И строили ведь на века!
Аватар пользователя
Вовик
Хронический водномоторник
Хронический водномоторник
Сообщений: 930
 

Сообщение

Johny
» 06 май 2015, 08:29

Изменить размер шрифта ↓ВернутьИзменить размер шрифта ↑Андрюх, спасибо! Прочитал с удовольствием.
Перед соревнованиями мы не тренируемся. Сильным тренировки не нужны, а слабым - не помогут!
Аватар пользователя
Johny
Администратор
Администратор
Сообщений: 6221
 




Вернуться в Кают-компания



Ссылки на тему
Прямая ссылка:
BB-код для форумов, сайтов, блогов:
HTML ссылка:


На борту!

Пользователь просматривает форум: CommonCrawl [Bot]