• А вы знали?
  • В 1937 при Всесоюзном комитете физкультуры и спорта была создана секция водно-моторного спорта СССР. В сентябре 1938 в Москве на Химкинском водохранилище состоялось I первенство СССР по водно-моторному спорту с участием спортсменов Ленинграда и других городов страны.

Исторические зарисовки

Общение на околоводномоторные и неводномоторные темы

Подписчиков: Рыбачок, Johny, Леший, dol, ЁЖИК

Сообщение

Рыбачок
» 12 фев 2016, 09:40

Изменить размер шрифта ↓ВернутьИзменить размер шрифта ↑НА СЕГОДНЯ ВСЁ....

ну и как всегда.....


Выпытывал у ребёнка - чем их кормили в садике Отвечает: "Макароны с мелким мясом". Просвещаю его: "Это макароны по-флотски называются". Нарвался на встречный вопрос что такое "по-флотски". Изрядно поломав голову, ответил, что флот - это корабли и всё с ними связанное. Сын заключает: "Так это не по-флотски, а по-кораблядски.
REMBOAT.RU Ремонт катеров и лодок. 8-916-848-93-34
Аватар пользователя
Рыбачок
Автор темы
Член Клуба
Член Клуба
Сообщений: 1761
 
ТегиИсторические зарисовки

Сообщение

Рыбачок
» 17 фев 2016, 12:15

Изменить размер шрифта ↓ВернутьИзменить размер шрифта ↑ПРОДОЛЖИМ...


Особая тактика адмирала Чичагова

Исторические зарисовки



Обычно внимание исследователей привлекает опыт военачальников и адмиралов, добивающихся победы решительным натиском. Например, в морских сражениях парусной эпохи хорошо исследованы нововведения Ф. Ф. Ушакова, сосредоточение им огня эскадры на флагманских кораблях неприятеля, охват головы линии его кораблей, прорезание их строя. Однако к успеху в морских сражениях приводили и совсем другие методы действий, среди них разгром неприятеля при отражении его атаки. Чаще всего этот прием применяли с целью одержать победу малой кровью. Такую тактику проводил в жизнь Василий Яковлевич Чичагов.

Василий Чичагов, выходец из небогатых дворян Костромской губернии, родился 28 февраля 1726 года. После окончания Навигацкой школы в Москве, он поступил гардемарином во флот, в офицерских чинах отличился в ходе Семилетней войны (1757—1764). После этого его направили в Архангельск, где в 1765 году назначили руководителем секретной экспедиции, которая должна была на трех некрупных судах пройти через Северный Ледовитый океан к Алеутским островам. 3 июля 1765 года, следуя инструкции, подготовленной Михаилом Ломоносовым, русские корабли, стараясь пробиться на север, достигли 80° 26´ северной широты, тем самым побив рекорд Г. Гудзона. Дальнейший путь был невозможен. Конечно, добиться успеха в подобных плаваниях в XVIII веке было весьма сложно, и Чичагову можно поставить в заслугу уже тот факт, что он сумел без потерь вернуть все суда с экипажами, от самой вековой ледовой кромки, к родным берегам. Кроме того, Василий Яковлевич доказал, что подобная задача не под силу деревянным парусникам. Его мнение было принято к вниманию, и российское правительство на долгое время прекратило отправлять экспедиции с подобными задачами.

Исторические зарисовки


Являясь главным командиром Архангельского порта, Чичагов всеми силами боролся со злоупотреблениями. С началом Русско-турецкой войны 1768-1774 годов Василий Яковлевич делал все возможное для увеличения возможности местных верфей. Кроме того, он организовал обучение экипажей вновь построенных кораблей для Балтийского флота, и в 1772 году возглавил одну из созданных там эскадр, которую без потерь перевел на Средиземное море. По возвращении из этого плавания Чичагов стал главным командиром сначала Ревельского порта, а затем Кронштадтского. Благодаря его стараниям уходившие на Средиземное море корабли были хорошо подготовлены и все благополучно достигали цели. Боевое крещение в качестве флагмана контр-адмирал Чичагов получил на Черном море. В конце весны 1774 года эскадра Азовской флотилии в составе трех фрегатов и двух небольших плоскодонных кораблей под его командованием крейсировала у входа в Керченский пролив. 9 июня появилась турецкая эскадра из 5 кораблей, 9 фрегатов и большого числа малых парусных и гребных судов. Несмотря на превосходство сил неприятеля, русские моряки не позволили ему войти в пролив.

После Русско-турецкой войны 1768-1774 годов Чичагов в течение целого ряда лет командовал эскадрами на Балтике и Средиземном море. Разумная предусмотрительность флагмана и его забота о людях позволили ему до самого минимума сократить потери в людях и кораблях в ходе нелегких плаваний той поры. Весной 1789 г. адмирал принял командование Балтийским флотом, силы которого стояли в Ревеле, Кронштадте и Копенгагене. Для успешной борьбы со шведским флотом, в условиях новой войны России с этим государством необходимо было объединить Ревельскую и Кронштадтскую эскадры, а затем выйти в море и присоединить к ним корабли из Копенгагена.

Однако на кораблях Кронштадтской эскадры находилось много новобранцев. Чичагов, несмотря на постоянное подталкивание из столицы, задержал выход кораблей в море на несколько месяцев, готовя экипажи. Его флот вышел из порта 2 июля и через четыре дня вступил в сражение с флотом противника у острова Эланд. Чичагов не стал безрассудно бросаться в атаку на неприятеля. Он маневрировал и вел перестрелку со шведскими кораблями, ожидая подхода эскадры из Копенгагена, чтобы зажать превосходящими силами противника с двух сторон. Шведы не стали дожидаться этого и укрылись в Карлскроне.

Так Чичагов добился господства на Балтике без кровопролитного сражения. Василий Яковлевич увел флот к российским берегам и, сохраняя корабли, ограничился блокированием баз неприятеля, ведением разведки, охраной коммерческих судов и поддержкой действий гребного флота в шхерах, что было вполне разумной стратегией. Но такие действия вызывали определенное недовольство в Петербурге, жаждавшем громкие эффектные победы.

Исторические зарисовки


Русские войска в Финляндии не воспользовались благоприятной обстановкой, которая была достигнута на море, и проявили пассивность. Это дало Швеции передышку, и весной 1790 года король Густав III перешел в очередное наступление. Его адмиралы планировали разбить по отдельности российские эскадры, после чего высадить десант у Ораниенбаума, чтобы продиктовать свои требования русскому двору. 2 мая шведский флот в составе 21-го линейного корабля и 6-ти больших фрегатов (всего 1700 пушек) атаковал корабли В. Я. Чичагова на рейде Ревеля. Русский адмирал имел всего 10 линейных и 2 бомбардирских корабля и 5 фрегатов при 870 орудиях. В три линии на якорях он выстроил свою эскадру таким образом, чтобы ее фланги прикрывались мелями и крепостными орудиями. Не имея возможности обойти русскую эскадру, шведы были вынуждены маневрировать под обстрелом наших кораблей. При этом русские моряки, не связанные управлением парусами, стреляли, как на учениях. В результате часть королевских кораблей была серьезно повреждена, один из них сел на рифы и был сожжен своим экипажем, а "Принц Карл" спустил флаг. Шведы отошли в море и стали крейсировать у Ревеля, не решаясь повторить атаку. Тут подоспел приказ короля, отзывавший их к Выборгскому заливу для прикрытия своего гребного флота.

Готовя десантную операцию, шведский флот подошел к южному побережью Финского залива, где Кронштадтская эскадра в Красногорском сражении, произошедшем с 23-го по 24 мая, выстояла под натиском превосходящих сил неприятеля. Тем временем адмирал вывел в море Ревельскую эскадру, и ее появление в тылу заставило шведов вновь уйти в Выборгский залив. Там они и были заблокированы, соединившимися под флагом Чичагова, силами Балтийского флота. Вновь господством на море завладел российский флот.

Видя столь явное превосходство своего флота над неприятелем, двор Екатерины II ожидал решительной атаки русских. Однако Чичагов, несмотря на настойчивые побуждения из столицы, выжидал. Корабли противника развернулись в линию за грядой островов, среди подводных камней и отмелей, не нанесенных на карты. Атака их под огнем пушек, да еще и между навигационными препятствиями грозила большими потерями. Поэтому адмирал избрал тактику изматывания врага. Русские войска не допускали наступления шведов по суше на Санкт-Петербург, флот не позволял неприятелю подвозить боеприпасы, продовольствие и воду. Чичагов поставил во всех основных проходах среди шхер отряды своих кораблей, чтобы прервать любые сообщения противника по морю.

Почти месяц он сжимал кольцо блокады, в ожидании подхода галерного флота для проведения совместной атаки врага. Но вице-адмирал К. Г. Нассау-Зиген, задержанный неблагоприятными ветрами, привел свои суда к проливу только 21 июня. Здесь он не стал согласовывать действия гребного флота с Чичаговым, а сразу атаковал шведские корабли, надеясь снискать себе лавры победителя. Однако к исходу дня ветер переменился на благоприятный для шведов. Тогда Густав III решил идти на прорыв.

Его корабли пробивались кильватерной колонной, однако встретили два отряда, поставленных Чичаговым в проливе, и понесли чувствительные потери. Часть из них села на мель, и их экипажи сдались. Часть погибла в пламени от собственных брандеров. Еще два корабля эскадра Чичагова пленила после преследования, а оставшиеся блокировала в Свеаборге, где те укрылись, потеряв надежду на прорыв к своим берегам. Эта победа могла бы быть более полной, если бы Нассау-Зиген стал действовать против гребных судов со шведскими войсками. Но пылкий вице-адмирал устремился в погоню за парусниками и позволил этим судам ускользнуть в шхеры.

Исторические зарисовки


Конечно, тактика В. Я. Чичагова в определенной мере являлась вынужденной. Ее принципы диктовались частой нехваткой сил и постоянным острым недостатком в опытных мореходах, что заставляло его избегать решительного боя. При этом, компенсируя с помощью местных прикрытий неполноту своих сил, он достигал превосходства над врагом, сберегал свои корабли и жизни русских матросов, добиваясь решения главной, по его мнению задачи — господства русского флота на море, что весьма способствовало успеху сухопутных войск и было очень важным для такого театра военных действий, как Балтийский.

Исторические зарисовки
REMBOAT.RU Ремонт катеров и лодок. 8-916-848-93-34
Аватар пользователя
Рыбачок
Автор темы
Член Клуба
Член Клуба
Сообщений: 1761
 

Сообщение

Рыбачок
» 17 фев 2016, 12:20

Изменить размер шрифта ↓ВернутьИзменить размер шрифта ↑Александр Маринеско: как стать легендой за одиннадцать дней


Исторические зарисовки

10 февраля 1945 года подлодка С-13 потопила свой второй крупнейший транспорт — немецкий лайнер «Штойбен»

Александр Маринеско стал легендой при жизни, тогда же был предан забвению и вернулся из небытия лишь спустя десятилетия. Его фигура крайне противоречива, как и результаты его боевых походов. Он был уволен с Военно-морского флота после понижения в звании на две ступени — от капитана третьего ранга до старшего лейтенанта — и отставки с поста командира корабля, а спустя четверть века после смерти получил звание Героя Советского Союза. Из шести боевых походов, которые он выполнил в качестве командира подлодок в годы Великой Отечественной войны, четыре были безуспешными — но за один-единственный из них он добился звания самого результативного советского подводника.
Этот удивительный поход Александр Маринеско и его подлодка С-13 совершили в период с 9 января по 15 февраля 1945 года. Первым судном, которое лодка потопила 30 января, был лайнер-гигант «Вильгельм Густлофф» (25 484 брутто-регистровые тонны), а вторым, потопленным 10 февраля, — лайнер «Штойбен» (14 690 брутто-регистровых тонн). Гибель обоих лайнеров, превращенных в военные транспорты, стала настоящей трагедией для Германии. Эти суда, строившиеся как круизные пассажирские лайнеры, после начала войны переоборудовали под нужды немецких подводников: «Вильгельм Густлофф» стал сначала плавучей казармой, затем — учебным судном, а «Штойбен» — плавучей гостиницей для высших чинов кригсмарине. И только в самом конце войны, когда крах нацистской Германии стал неизбежен и очевиден, оба бывших лайнера задействовали в операции «Ганнибал»: спешной эвакуации немецких беженцев из Восточной Пруссии, куда уже входили войска Красной армии.

Именно это обстоятельство в послевоенные годы и позволило многим западным историкам и исследователям войны на море прямо или косвенно обвинить Александра Маринеско и весь экипаж С-13 в совершении военных преступлений. Дескать, советские подводники атаковали беззащитные госпитальные суда, на которых от ужасов красноармейского наступления спасались несчастные прусские беженцы. Правды здесь ровно половина: атаковали действительно советские подводники, а спасались действительно беженцы. Что же касается «беззащитности» и «госпитальности», то это совершенно не соответствует действительности. Как вспомогательные суда кригсмарине оба бывших лайнера — и «Густлофф», и «Штойбен» — имели военную камуфляжную окраску и бортовое вооружение: 37-миллиметровые зенитные пушки и зенитные пулеметы. То есть по всем условиям действовавших на то время международных правил ведения войны на море (которые, кстати, Германия нарушала гораздо чаще всех других воюющих стран) ни один из двух экс-лайнеров не мог считаться госпитальным судном или судном, перевозящим беженцев. Ведь ни один из них не имел нанесенного красного креста ни на борту, ни на палубе, оба шли в составе военного конвоя, оба были вооружены, и оба имели на борту действующих военнослужащих вермахта и кригсмарине.

Исторические зарисовки



Впрочем, в ситуации со «Штойбеном» дело осложнялось еще и тем, что в момент обнаружения судна капитан С-13 был совершенно уверен, что нашел легкий крейсер «Эмден». Действительно, в их силуэтах немало схожего, особенно ночью и на большой дистанции. Оба двухтрубные, двухмачтовые крупные корабли, хотя при внимательном рассмотрении видно, что они не так уж и похожи. Но на внимательное рассматривание цели у подводника времени, как правило, немного. К тому же С-13 обнаружила не просто одиночный корабль, а целый конвой: помимо «Штойбена», в него входили миноносец T-196 и тральщик TF-10, и обнаружила с помощью гидроакустической аппаратуры. То есть Маринеско имел дело с тем, что на языке подводников называется «Цель групповая, идущая переменными ходами курсами, слежение осуществляется по гидроакустическим контактам».

Это сейчас всем известно, что в поле «зрения» акустиков С-13 попал вспомогательный корабль кригсмарине «Штойбен» (бывший лайнер «Мюнхен», после пожара в порту Нью-Йорка и восстановления в 1931 году переименованный в «Генерала фон Штойбена», а в ноябре 1938 года — в «Штойбен»), задействованный в операции «Ганнибал» и вышедший в свой последний рейс 9 февраля 1945 года из прусского порта Пиллау в Киль. Это сейчас опубликованы уточненные данные, что на его борту находились свыше 4000 человек, большинство из которых составляли раненые солдаты и офицеры вермахта — 2680 человек, а также около сотни здоровых солдат, почти три сотни военных медиков и санитаров и около тысячи беженцев. А тогда советские подводники слышали шум винтов и машин нескольких кораблей, шедших без ходовых огней и совершавших противолодочные маневры. По шуму и силуэту самого крупного из кораблей и был сделан вывод, что лодка нашла легкий крейсер «Эмден».

За такой лакомой целью — как-никак крейсер, пусть и учебный, водоизмещением более 6000 тонн! — капитан третьего ранга Маринеско и его команда следили 4,5 часа. Лишь без пяти час ночи 10 февраля 1945 года в районе южнее Стольпе-банки С-13, всплыв в надводное положение, залпом из двух торпедных аппаратов атаковала то, что ее экипаж считал крейсером «Эмден». Обе торпеды попали в цель, и через 15 минут судно затонуло. Впрочем, С-13 не присутствовала при последних минутах «Штойбена»: чтобы не подвергнуться такой же массированной и опасной атаке судов сопровождения, как после атаки «Вильгельма Густлоффа», Александр Маринеско приказал на полном ходу уходить от места атаки, убедившись лишь, что цель поражена. О том, что это был не «Эмден», а вспомогательный корабль «Штойбен», он узнал только после возвращения 15 февраля на базу в финский порт Турку. Местные газеты к этому времени уже опубликовали сообщение немецких СМИ о том, что потоплен транспорт «Штойбен», что спасти удалось лишь около 660 человек, а число погибших составляет от 1100 до 4200 человек. Как всегда, в суматохе срочной и поголовной эвакуации мало кто вел точный учет людей, поднявшихся на борт судов — участников операции «Ганнибал»…

За свой пятый боевой поход, который сделал его самым результативным подводником не только на Балтике, но и во всем советском ВМФ, капитан 3 ранга Александр Маринеско был представлен к присвоению звания Героя Советского Союза. Но командование базы подлодок в Турку, хорошо знавшее, что в этот поход Маринеско и его экипаж ушли фактически из-под трибунала — зарабатывать прощение подвигами (что делало С-13 не только единственной выжившей лодкой этого типа, но и единственной «штрафной» лодкой в СССР), это представление не поддержало. Вместо этого Маринеско 13 марта 1945 года получил орден Боевого Красного Знамени, и такой же награды 20 апреля 1945 года была удостоена его лодка. Только в 1990 году Александру Маринеско все-таки присвоили безусловно заслуженное им звание Героя Советского Союза — спустя 27 лет после смерти. Командир С-13, самой результативной советской подлодки, ушел из жизни в ноябре 1963 года, всего через два месяца после своего 50-летнего юбилея.
REMBOAT.RU Ремонт катеров и лодок. 8-916-848-93-34
Аватар пользователя
Рыбачок
Автор темы
Член Клуба
Член Клуба
Сообщений: 1761
 

Сообщение

Рыбачок
» 17 фев 2016, 12:36

Изменить размер шрифта ↓ВернутьИзменить размер шрифта ↑Жаркие подводные рейды начала холодной войны


В эпоху холодной войны, начиная со второй половины сороковых годов, правительство Соединенных Штатов переориентировало внимание своих разведывательных спецслужб на деятельность бывшего союзника по антигитлеровской коалиции. При этом особым объектом внимания явился Военно-Морской Флот СССР. Советский флот в тот период развивался бурными темпами, наращивал боевой потенциал количественно и качественно. Он становился океанским, ракетно-ядерным, способным действовать далеко за пределами ближайших морей. Все это сильно беспокоило военное руководство США, которое требовало все больше и больше информации от разведки.

Именно с тех первых лет холодной войны, понятия «тайные операции», «электронный шпионаж», «агенты», «перебежчики» прочно вошли в наше сознание, и именно они ассоциировались для обычного человека с действиями разведки в период жесткого противостояния двух систем. Однако гораздо меньше известно о той роли, какую в невидимой войне сыграли подводные лодки.
Исторические зарисовки

В первые послевоенные годы разведывательная деятельность США против Советского Союза самым тщательным образом скрывалась, что было проявлением «деликатности» по отношению к недавнему союзнику по антигитлеровской коалиции. В этой обстановке подводные лодки, в силу своей специфики, буквально с самого начала привлеченные для тайных операций, стали эффективным средством получения ценной информации о государственных и военных секретах противостоящей стороны.

В конце сороковых годов идея атомной энергетики для подводных лодок существовала только в смелых замыслах ученых и инженеров. Поэтому на начальном этапе для разведывательных целей у побережья Советского Союза использовались дизельные субмарины, хотя и усовершенствованные согласно последним технологическим достижениям того времени. Впервые в 1948 году дизельные подводные лодки — «Си дог» и «Блэкфин» — были направлены в Берингово море для проверки своих разведывательных возможностей по получению информации о деятельности советских Вооруженных Сил. При этом особое внимание уделялось советскому Военно-Морскому Флоту, и, прежде всего, его подводным силам.
Исторические зарисовки

В результате раздела немецкого флота страны-победительницы получили в виде трофеев экспериментальные подводные лодки, представлявшие собой качественно новый скачок в подводном кораблестроении. США и СССР в полной мере воспользовались достижениями немецкой инженерной мысли. Сначала американские и английские, а затем и советские подводные лодки стали оснащаться шнорхелем — устройством, позволявшим оставаться под водой в течение нескольких недель, максимально сохраняя свою скрытность. На лодки устанавливались новые гидроакустические станции, работавшие в отличие от традиционной для второй мировой войны активной акустики и в пассивном режиме, не демаскируясь при этом.

Американцы не на шутку опасались, что Советский Союз, используя эти новейшие технологии, существенно модернизирует свой подводный флот, и более того — начнет активно действовать у берегов Америки. Однако наибольшую тревогу у них вызывали попавшие в руки русских немецкие секреты, касавшиеся достижений в области ракетной техники. Одновременно трофейные «Фау-1» и «Фау-2» и документация к ним оказались и в руках американцев, также начавших интенсивные работы по созданию баллистических и крылатых ракет, в том числе и морского базирования.

К концу сороковых США уже имели экспериментальный образец ракеты «Лун», запускаемой со специальных плавучих платформ. Из различных источников американцы знали, что в Советском Союзе испытательные пуски проводятся с наземных пусковых установок и с подводных лодок в Баренцевом и Белом морях.

Именно с попытками американцев использовать подводные лодки для получения разведданных об испытаниях советских ракет, связана одна из трагических страниц в истории подводных сил ВМС США, которая открыла счет жертвам «холодной войны».

Это произошло с дизельной подводной лодкой «Кочино», которая была последней американской субмариной, спущенной на воду в годы войны. Впоследствии она в числе других подводных лодок была модернизирована с целью увеличения подводной автономности и причислена к классу «Гаппи». В 1949 году «Кочино» с однотипной «Таек» были переведены в Великобританию для отработки пассивных средств гидроакустики. Обе субмарины принимали участие в серии совместных с британцами учений по поиску и условному уничтожению подводных лодок противника.
Исторические зарисовки

Командовал «Кочино» пуэрториканец коммандер Р. Бенитец, который успел повоевать с японцами на Тихом океане. За годы, проведенные под водой, в самые опасные минуты, он зарекомендовал себя мужественным и хладнокровным офицером. Теперь, в июле 1949-го, он был назначен командовать лодкой, чье имя в переводе с родного для Бенитеца испанского означает «свинья». Хотя, на самом деле кочино — малоизвестная атлантическая рыбка. По традиции почти всем американским лодкам присваивались «рыбные» имена.

Принимая субмарину, Бенитец не получил обычного приказа на отработку задания в полигонах боевой подготовки. Зато на корабль прибыл новый офицер — некто Харрис Остин, оказавшийся специалистом по радиоперехвату. При нем был приказ, объявлявший подводную лодку экспериментальной разведывательной лабораторией. Также приказ предписывал, после монтажа разведывательных антенн и радиоприемников, совершить переход в Баренцево море в район Мурманска для слежения за деятельностью нашего Северного флота.

Харрис Остин должен был заниматься перехватом радиосигналов телеметрии при проведении испытательных пусков новых советских управляемых ракет, и фактически подводная лодка попадала в его полное распоряжение.

Но не это беспокоило коммандера Р. Бенитец. Его волновал тот факт, что для монтажа разведывательного оборудования пришлось насверлить большое количество отверстий в прочном корпусе, а ведь даже без этого Бенитец считал саму идею плавания в суровом северном море слишком авантюрной.

К концу лета завершилась подготовка субмарины к первому разведывательному походу. На рубке смонтировали пару антенн, которые торчали в стороны подобно ушам, всем видом подтверждая свое предназначение. В середине августа, с соблюдением всех мер секретности, «Кочино» вышла в поход в сопровождении «Таек». Их путь лежал на север, к берегам нашего Заполярья.

20 августа «Кочино» и «Таек» разошлись в водах Баренцева моря. Перед «Таек» стояла задача провести испытания новой гидроакустической станции (ГАС) в полярных водах. А «Кочино» направилась к побережью Кольского полуострова для выполнения основной задачи. С этого времени Бенитец был обязан управлять субмариной по распоряжениям «пассажира» Остина, определяя курс в зависимости от необходимости перехвата, интересующих американскую разведку сигналов.

Для обеспечения приема радиосигналов необходимо было нахождение лодки на глубинах, при которых часть рубки возвышалась над уровнем моря, а в случае сильного волнения, субмарину полностью выбрасывало на поверхность. Это, конечно же, не способствовало сохранению скрытности, а условия полярного дня еще больше увеличивали опасность обнаружения советскими кораблями ВМФ или рыболовными судами, которых в те времена было достаточно много в этих водах. В итоге командир с Остином приняли решение не подходить к нашему побережью ближе 120 миль.

В течение четырех суток прослушивания эфира ничего интересного обнаружено так и не было. Вопреки предположениям аналитиков из Норфолка о том, что СССР проводит запуски ракет днем и ночью, подтверждения этому не было. Однако оставалась еще вторая часть боевого задания — совместно с «Таек» отработать в холодных северных водах задачи поиска подводных лодок, используя новейшие гидроакустические станции. Ранним утром 25 августа, установив первоначальный визуальный контакт, подводные лодки начали совместное маневрирование.
Исторические зарисовки

Следует отметить, что для учений был выбран не самый удачный день. Море штормило, а над водой стоял густой туман. «Кочино» шла под шнорхелем, при этом волны регулярно захлестывали его, что вызывало срабатывание клапана, и дизель периодически страдал от нехватки воздуха. Для контроля обстановки в машинный отсек направился старпом. А спустя пару минут субмарину потряс глухой удар, похожий на столкновение с крупным плавающим бревном.

Однако ситуация была гораздо хуже: произошел взрыв в аккумуляторном отсеке и начался пожар. Положение усугублялось еще больше, так как в процессе горения из аккумуляторных батарей выделялся водород, и это могло вызвать вторичный, еще более мощный взрыв. И он произошел.

Подводная лодка произвела экстренное всплытие. По системе звукоподводной связи о происшествии сообщили на «Таек». После всплытия Бенитец постарался оценить масштабы произошедшей аварии: весь аккумуляторный отсек оказался охвачен пожаром, машинные отделения и центральный пост были заполнены токсичными продуктами горения. Командир отдал приказ большей части команды подняться на верхнюю палубу. Но огромные волны, которые периодически перекатывались через палубу, представляли для моряков не меньшую опасность.

Долгих пятнадцать часов экипаж тщетно боролся с огнем. В итоге Бенитец приказал всем перейти на «Таек», которая все это время находилась поблизости, однако из-за штормящего моря не могла реально помочь. Попытка отправить с нее спасательный плот закончилась гибелью шести моряков, после того как его перевернули волны. Несколько часов пришлось маневрировать «Таек», чтобы сблизиться с «Кочино». Затем между лодками перекинули узкий трап, по которому экипаж гибнущей лодки перебрался на «Таек».

Гибель «Кочино» незамедлительно стала достоянием средств массовой информации, и советские газеты, естественно, комментировали произошедший инцидент в духе претензий к США, подчеркивая «слишком подозрительные маневры американских кораблей вблизи от берегов СССР». В то же время, о разведывательной миссии подводной лодки ни в нашей прессе, ни в зарубежной не было сказано ни слова.

Несмотря на случившееся, в высших кругах ВМС США ни на минуту не сомневались в необходимости такого рода деятельности, по прежнему, из года в год, посылая к советским берегам все более совершенные субмарины. А потому многие трагедии в морских глубинах еще ждали своего часа.

Одна из драматических историй, которая, несмотря на относительно благополучное завершение, заставила в корне пересмотреть взгляды командования ВМС США на подводный шпионаж, случилась в Тихом океане спустя восемь лет после гибели «Кочино».

К тому времени подводные лодки уже зарекомендовали себя незаменимыми во множестве разведывательных акций. В последние годы с их помощью было добыто немало ценной информации о развитии подводных сил советского ВМФ. В частности, подтверждались данные о строительстве больших серий новых дизельных подводных лодок типа «Виски» и «Зулу» (проекты 613 и 611). Особое беспокойство командования ВМС вызывали сведения о вооружении подлодок, типа «Зулу», крылатыми ракетами.
Исторические зарисовки

Одной из приоритетных задач таких разведывательных походов, являлось патрулирование у советских берегов, имевшее своей целью, во-первых, выявление признаков повышенной готовности ВМФ и приготовлений к возможному нападению на США, а во-вторых, дававшее неоценимые данные о возможностях и особенностях тактики действия советских кораблей и подводных лодок на случай столкновения с ними в военное время.

Американские подводные лодки, строившиеся в пятидесятых, изначально были приспособлены для разведывательных миссий: оснащены шнорхелем и средствами радиоэлектронной разведки с выдвижными антеннами, что позволяло вести разведку с перископной глубины. Командиры лодок, в отличие от упоминавшегося Бенитеца, уже вошли во вкус разведывательной романтики. И в погоне за советскими секретами для них не существовало каких-либо преград, даже понятие «территориальные воды» воспринималось как фикция.

Теперь продолжительность и дальность захода в чужие терводы, особенно на перископной глубине, с поднятыми выдвижными устройствами, определяли место командира лодки и его экипажа в неофициальном табеле о рангах в сообществе подводников. Это стало особой формой бравады и способом отличиться. Адмиралы на флоте, как правило, закрывали глаза на подобные рискованные выходки, а более высокое начальство, которое, в первую очередь, интересовалось собственно разведывательной информацией, такими мелочами себя не утруждало.
Исторические зарисовки

На Тихом океане основным шпионским логовом служила передовая американская военно-морская база в Японии Йокосука. Здесь лодки, прибывающие из Перл-Харбора и Сан-Диего, проходили последние приготовления перед трудным и опасным походом к советским берегам. Сюда же, помятые и не очень, они возвращались. До поры до времени обходилось без серьезных инцидентов. Однако в 1957 году с тихоокеанской лодкой «Гаджен» случилась история, которая заставила пересмотреть дальнейшие планы по использованию дизельных субмарин у берегов противника с подобными целями.

«Гаджен» пришла в Йокосуку 21 июля 1957 года. Командовал субмариной лейтенант-коммандер Норман Г. Бессак. На борту лодки находились четыре разведчика, которые сменяя друг друга, контролировали радиоэфир. В первых числах августа «Гаджен» вышла в поход и заняла позицию несколько южнее Владивостока. После короткой передышки лодка направилась в пределы 12-мильной зоны, являвшейся советскими территориальными водами. Следует отметить, что при этом Бессак имел «добро» даже на нарушение трехмильной границы.

Еженощно «Гаджен» отходила на 30 миль в море, производила вентиляцию и подзарядку аккумуляторных батарей, а к рассвету возвращалась на позицию. Две недели прошли без происшествий. Все началось вечером 19 августа. В результате ошибки вахтенного, субмарина на какой-то период времени была выброшена на поверхность. Если учесть возвышавшиеся более чем на 10 метров антенны станции радиоперехвата, то нет ничего удивительного в том, что корабли советского ВМФ, которые находились в этом районе, обнаружили «Гаджен» и начали преследование.

Лодка погрузилась на сто метров, надеясь укрыться под слоем скачка от активных сигналов ГАС наших кораблей. Трагизм положения усугублялся тем, что лодка имела почти разряженные аккумуляторные батареи, которые обеспечивали лишь малый ход. Кроме того, экипаж сильно страдал от перенасыщения углекислотой воздуха.
Исторические зарисовки

За лодкой неотступно шли четыре наших противолодочных корабля. Периодически они производили сброс маломощных глубинных бомб, с целью психологического воздействие на экипаж, вынуждая его к всплытию. Примени советские корабли боевые глубинные бомбы – американская субмарина, без сомнения, была бы уничтожена.

Какие только тактические уловки и хитрости не применял Норман Г. Бессак, все было тщетно. После многочасовых попыток оторваться ситуация на подводной лодке обострилась до крайнего предела. На рассвете 21 августа командир дал приказ всплыть на перископную глубину. Выдвинутый шнорхель не успел сделать даже нескольких «вздохов», как была дана команда на срочное погружение, поскольку один из советских противолодочных кораблей шел прямиком на показавшиеся из воды выдвижные устройства.
Исторические зарисовки

Так как обстановка продолжала усугубляться, командир понял, что в любом случае придется всплыть под перископ, а возможно и в надводное положение. Американцы приняли все меры на случай захвата подводной лодки. Документы упаковали в мешки с грузом, команда получила личное оружие. Едва лодка всплыла, Бессак отправил в Йокосуку сообщение о происшествии. Поднявшись на мостик, командир увидел пару небольших противолодочных кораблей советского ВМФ, стоявших неподалеку.

Субмарину запросили по международному своду сигналов, кто они такие и почему находятся в советских территориальных водах. Американцы ответили: «Мы корабль США. Следуем в Японию». С советских кораблей поступило требование как можно быстрее покинуть наши воды. Когда «Гаджен», уже на полном надводном ходу, уходила с места недавней «битвы», ошарашенный сигнальщик доложил Бессаку: «Русские благодарят нас за совместное противолодочное учение».

Хотя все закончилось благополучно: никто не был убит, даже ранен, никаких серьезных повреждений, и все возвращались в базу, — однако среди членов экипажа царило уныние. Это было поражение. Это был первый случай с начала «холодной войны», когда американскую подводную лодку заставили сдаться, всплыть, и таким образом открыть характер своей миссии. «Гаджен» была встречена в Йокосуке без привычных официальных торжеств. Бессака перевели в береговую службу, а саму субмарину, чтобы предотвратить распространение слухов, в срочном порядке отправили в подводный кругосветный поход.
Исторические зарисовки

В начале 1958 года аналогичный случай произошел и с американской лодкой — «Вэху». Ну а количество случаев обнаружения неопознанных субмарин в советских территориальных водах превзошло все ожидания. Пытаясь, вопреки фактам, направить мировое общественное мнение в определенное русло, американцы начали активную информационную борьбу. С подачи некоторых конгрессменов прессу охватила истерия по поводу советской подводной экспансии в американских водах. Выходило, что как минимум двести советских подводных лодок в течение года посещали акватории западного и восточного побережий Америки и угрожали спокойной и сытой жизни простого американского обывателя, реакция которого не заставила себя долго ждать.

Газеты были буквально завалены сообщениями о наблюдаемых перископах и рубках подводных лодок. Некая мисс, ныряя с аквалангом на одном из пляжей Флориды, обнаружила сразу три затаившиеся на дне советские подводные лодки, а почтенный техасский фермер из окон своего ранчо лично наблюдал перископ, рассекавший воды Мексиканского залива. Простые американские «патриоты» стали строить на побережье сторожевые башни и организовывать противолодочные дозоры.

И, конечно же, военные, в свою очередь, возжаждали реванша. Необходимо было, во что бы то ни стало, заставить всплыть и показать прессе хотя бы одну советскую лодку. Адмирал Джералд Райт, командующий американским Атлантическим флотом, посулил ящик виски тому экипажу, чей корабль сумеет решить подобную задачу. В итоге заветный приз получил командир подводной лодки «Гренадир», которому весной 1959 г. удалось зафиксировать всплытие на поверхность советской лодки типа «Зулу» вблизи побережья Исландии. Наша субмарина действительно всплывала для ремонта, вышедшего из строя дизеля, однако американцы поспешили все это представить как вынужденное всплытие после многочасового преследования.

После ряда аналогичных инцидентов, руководство ВМС США решило отказаться от применения дизельных подводных лодок для разведывательных целей. На просторы Мирового океана выходили новые покорители морских глубин: уже заявил о себе атомный подводный флот.
Исторические зарисовки

С самого начала американские атомные подводные лодки (АПЛ) стали участвовать в походах к советским берегам. Уже в 1960 года АПЛ «Скипджек» под командой Уильяма Беренса совершила самый дерзкий за всю историю рейд вглубь Кольского залива, на берегах которого находились основные базы Северного флота. Позднее, в том же походе, Беренс наблюдал за проведением испытаний первой советской подводной лодки класса «Гольф», вооруженной баллистическими ракетами.

Другие командиры атомных лодок не уступали в бесшабашности Беренсу. Стремление проникнуть в самые потаенные секреты русских, подобраться как можно ближе к кораблям противника, приводило к очень опасным инцидентам, вплоть до столкновений, которые едва не заканчивались страшными морскими катастрофами.

В 1961 году АПЛ «Свордфиш» столкнулась с советской лодкой у побережья Дальнего Востока. В начале шестидесятых годов, уже опоминавшаяся атомная подлодка «Скипджек», умудрилась протаранить в Баренцевом море своей рубкой корму нашего эсминца. Субмарина вернулась с глубокими отметинами от винтов эсминца. Таково начало разведывательных набегов американских субмарин к нашим берегам.
REMBOAT.RU Ремонт катеров и лодок. 8-916-848-93-34
Аватар пользователя
Рыбачок
Автор темы
Член Клуба
Член Клуба
Сообщений: 1761
 

Сообщение

Рыбачок
» 17 фев 2016, 12:41

Изменить размер шрифта ↓ВернутьИзменить размер шрифта ↑На сегодня всё.....

как всегда....... напоследок....


- Боцман, барометр упал.
- Сильно?
- Вдребезги.
REMBOAT.RU Ремонт катеров и лодок. 8-916-848-93-34
Аватар пользователя
Рыбачок
Автор темы
Член Клуба
Член Клуба
Сообщений: 1761
 

Сообщение

Рыбачок
» 16 авг 2017, 21:27

Изменить размер шрифта ↓ВернутьИзменить размер шрифта ↑Друзья!
Понимаю, что часть фото в начале темы пропали.....
но, если есть желание, то могу продолжить экскурс в "прошлое"
и "настоящее" мирового мореплавания.
но дайте время.
По моему тема интересная.
REMBOAT.RU Ремонт катеров и лодок. 8-916-848-93-34
Аватар пользователя
Рыбачок
Автор темы
Член Клуба
Член Клуба
Сообщений: 1761
 

Сообщение

Рыбачок
» 16 авг 2017, 21:31

Изменить размер шрифта ↓ВернутьИзменить размер шрифта ↑Кому интересно, читайте с начала и высказывайте мнение

принимается любое ФИ............ :vizgrem: :acute:
REMBOAT.RU Ремонт катеров и лодок. 8-916-848-93-34
Аватар пользователя
Рыбачок
Автор темы
Член Клуба
Член Клуба
Сообщений: 1761
 

Сообщение

Johny
» 17 авг 2017, 05:40

Изменить размер шрифта ↓ВернутьИзменить размер шрифта ↑Николаич! Поддерживаю. Продолжай экскурс! :vizgrem:
Перед соревнованиями мы не тренируемся. Сильным тренировки не нужны, а слабым - не помогут!
Аватар пользователя
Johny
Администратор
Администратор
Сообщений: 6106
 

Сообщение

Леший
» 21 авг 2017, 08:20

Изменить размер шрифта ↓ВернутьИзменить размер шрифта ↑Андрюх, тема интересная, продолжай пожалуйста. :0371.gif:
Аватар пользователя
Леший
Член Клуба
Член Клуба
Сообщений: 308
 

Сообщение

dol
» 23 авг 2017, 17:04

Изменить размер шрифта ↓ВернутьИзменить размер шрифта ↑
Рыбачок писал (а) :

Кому интересно, читайте с начала и высказывайте мнение

Николаевич, продолжай плиз. Будет чем заняться долгими зимними вечерами.
Аватар пользователя
dol
Член Клуба
Член Клуба
Сообщений: 2139
 




Вернуться в Кают-компания



Ссылки на тему
Прямая ссылка:
BB-код для форумов, сайтов, блогов:
HTML ссылка:


На борту!

Пользователь просматривает форум: CommonCrawl [Bot], yandex_1