• А вы знали?
  • Аксиометр - указатель угла отклонения пера руля в левую или правую сторону относительно диаметральной плоскости корабля.

Тезянская шлюзовая система

Общение на околоводномоторные и неводномоторные темы

Подписчиков: Maksim

Сообщение

» 05 мар 2015, 04:29

Изменить размер шрифта ↓ВернутьИзменить размер шрифта ↑Теза – левый приток Клязьмы. Длина составляет 192 км. Своё начало река берёт в Козловских болотах, которые находятся на востоке от г. Приволжска. Исток Тезы находится в 12 километрах к югу от русла Волги рядом с каналом Волга-Уводь. В верхнем течении это небольшая речка шириной 6-7 метров с извилистым руслом и высокими берегами.

Изображение

После посещения города Шуя Императором Александром I, в 1834 году были начаты работы по шлюзованию реки Теза (от г. Шуя до устья) за счёт государственной казны. В 1834г. на реке было начато строительство пяти деревянных шлюзов с плотинами и отводными каналами, гатей, бичевых мостов и служебных зданий с затратой 80609 рублей 77 коп. При шлюзах № 1,3 и 4 оставлены были мельничные плотины. Шлюзы были построены деревянные размером 10 сажень Х 2 сажени, с глубиною на королях в 1 аршин (72 см). Исключение составлял шлюз № 2, где глубина в 1 аршин соблюдена не была. 10 июля 1837 года по шлюзованной системе была открыта навигация.

Схема Тезянской системы шлюзов

Изображение
Перед соревнованиями мы не тренируемся. Сильным тренировки не нужны, а слабым - не помогут!
Аватар пользователя
Johny
Автор темы
Администратор
Администратор
Сообщений: 6149
 
ТегиТезянская шлюзовая система

Сообщение

Johny
» 05 мар 2015, 04:30

Изменить размер шрифта ↓ВернутьИзменить размер шрифта ↑До 1931 года проводились усовершенствования шлюзов и некоторые изменения плотин, камеры шлюзов не перестраивались. В 1929 году было проведено спрямление кривого колена реки Теза путём устройства искусственного канала (на бьефе шлюз № 2 - шлюз № 3). Из эксплуатации было выкинуто 11,2 км кривого неудобного пути. Подобных работ на других участках не проводилось.
5 плотин со шлюзами образуют Тезянскую шлюзованную систему, которая находится в оперативном управлении ФГУ «Верхне-Волжскводход» и является федеральной собственностью.
Тезянская система была построена для эксплуатации в летнее время в течение 6 месяцев. Во время паводка камеры шлюзов открывались. шлюзование проводилось только днём.
В 1910 году для Тезы была построена землечерпалка «Тязанская-1», которая постоянно работала на реке, и тем самым поддерживались нужные глубины.
Порядок шлюзования был таков (порядок шлюзования был определен инструкцией в правах и обязанностях начальника шлюза) :
шлюзование на Тезе проводилось командами шлюзующих судов;
• на вахте стоял один вахтенный матрос шлюза и наблюдал за правильным шлюзованием, а так же вел учет времени, затраченного на шлюзование;
шлюзование проводилось одностороннее, так как была недостаточная для двустороннего шлюзования ширина каналов;
• размеры шлюзов, тезянок и пароходов таковы, что в шлюзе всегда шлюзуется лишь одно судно;
• вводка и выводка судов производились вручную.

Исходя из размеров шлюзов, строился флот для реки Теза – баржи «Тезянки» размером 10 ×2 сажени (21,3 × 4,2 метров) с учётом запаса по длине и ширине. Сначала баржи проводили вручную, потом с использованием конной силы.

Изображение
Перед соревнованиями мы не тренируемся. Сильным тренировки не нужны, а слабым - не помогут!
Аватар пользователя
Johny
Автор темы
Администратор
Администратор
Сообщений: 6149
 

Сообщение

Johny
» 05 мар 2015, 04:31

Изменить размер шрифта ↓ВернутьИзменить размер шрифта ↑Первый пароход появился на Тезе в 1907 году, а с 1908 года введено ночное шлюзование. Пассажирские перевозки начали осуществляться в 1925 году, уже при Советской власти, и для этих целей были переоборудованы две Тезянки: «Идея» и «Смычка».

Изображение

Их буксировали пароходы «Шуя» и «Южа» (развивали скорость 6 км/ч). С 1935 года появились пассажирские катера, которые уже могли идти со скоростью 12 км/ч. Позже пришли суда на воздушной подушке.

Изображение
Перед соревнованиями мы не тренируемся. Сильным тренировки не нужны, а слабым - не помогут!
Аватар пользователя
Johny
Автор темы
Администратор
Администратор
Сообщений: 6149
 

Сообщение

Johny
» 05 мар 2015, 04:32

Изменить размер шрифта ↓ВернутьИзменить размер шрифта ↑В 1970-1980 годы Тезянская шлюзованная система имела на балансе 83 восьмидесятитонных баржи, 4 речных буксира, 5 пассажирских теплохода, 1 теплоход путейский.

Изображение
Перед соревнованиями мы не тренируемся. Сильным тренировки не нужны, а слабым - не помогут!
Аватар пользователя
Johny
Автор темы
Администратор
Администратор
Сообщений: 6149
 

Сообщение

Johny
» 05 мар 2015, 04:33

Изменить размер шрифта ↓ВернутьИзменить размер шрифта ↑До 1986 года существовала навигация. Согласно документам в сезон проводилось до 6,5 тысячи шлюзований. Это грузовые, пассажирские, экскурсионные маршруты. За 1984 год по реке было перевезено 840 тысяч тонн грузов и 80 тысяч человек. Основная доля пассажирских перевозок приходилась на туристов. Ежегодно организовывались туристические маршруты по р. Теза от г. Шуя до с. Холуй на теплоходе «Зарница», а от Шуи до гидроузла № 1 на теплоходе типа «Москвич». Это было увлекательное и незабываемое путешествие, т. к. проводилось оно по единственной в России сохранившейся практически без изменений системе деревянных шлюзов. И вряд ли многие из туристов осознавали уникальность такой возможности.
В довоенный период – пик грузовых перевозок - по реке Теза перевозилось зерно, лес, хлопок, металлоизделия, строительные грузы и др. Из года в год грузовые перевозки падали в большинстве своём из-за строительства автомобильной дороги, проходящей параллельно реке, но компенсировались туристическими перевозками. Грузовые перевозки активно использовали до 1975 года, после чего произошёл спад.
До 1994 года гидротехнические сооружения Тезянской шлюзованной системы находились на балансе Муромского района водных путей государственного предприятия "Канала имени Москвы" Министерства речного флота РСФСР. К этому времени данное предприятие фактически устранилось от содержания системы, переложив все работы по эксплуатации сооружений на администрации прибрежных городов и районов. Уже тогда Теза была объявлена нерентабельной, и по реке было закрыто все судоходство, нормативы эксплуатации Тезянской шлюзованной системы были давно и многократно превышены. Последний капитальный ремонт производился в 1976 г.
В целях упорядочения эксплуатации шлюзованной системы, совместным приказом от 24.11.93 г. №149/102 Комитета по водному хозяйству при Совмине РФ и Министерства транспорта РФ гидросооружения были переданы на баланс Ивановского управления водных ресурсов (в настоящее время ФГУ «Верхне-Волжскводхоз») и находилась в аварийном состоянии.
В 1994 году Тезу, как судоходную реку, закрыли за неимением денег в бюджетах всех уровней и отсутствием туристов. Были заколочены деревянные створки шлюзов, и от разрушения их спасли только весенние маловодья…
За период с 2006 по 2008 г. г. Тезянская шлюзованная система была приведена в удовлетворительное техническое состояние: проводятся все регламентные, текущие и капитальные ремонты; штаты гидроузлов укомплектованы квалифицированными специалистами; проведено техническое оснащение, создан и постоянно пополняется аварийный запас строительных материалов на всех гидроузлах. На все гидроузлы подведены линии электропередач на железобетонных опорах.
Ежегодно весной и осенью проводятся плановые обследования гидроузлов с целью определения и оценки надежности и безопасности эксплуатации гидросооружений. По результатам подобных обследований проводятся необходимые текущие ремонты. На зиму и прохождение весеннего паводка плотины (выполненные в деревянном исполнении) разбираются и собираются после прохождения паводка. На реконструированном гидроузле №3 на зимнее время и период паводка поднимаются затворы. Все гидроузлы находятся под круглосуточной охраной.
В 2003 году Федеральным Государственным Учреждением “Верхне-Волжскводхоз” совместно с институтом “Ивановогипроводхоз” разработана программа комплексного использования реки Теза - "Теза - 2010", согласно которой к 2010 году реконструированные гидроузлы №№ 1, 3, 4, 5 будут выполнены в бетоне с водохранилищами и шлюзовыми камерами, нести основную нагрузку по поддержанию уровня реки. Отремонтированный второй гидроузел в деревянном исполнении образца 1837 года будет поддерживаться в технически исправном состоянии.
В 2006 году всем на удивление начались работы по восстановлению Тезянской системы шлюзов, до того казавшиеся невозможными. Надо отдать должное директору «Верхне-Волжскводхоз» Владимиру Азарову, который со своими сослуживцами разработал программу восстановления Тезянской шлюзованной системы и успешно защитил её в вышестоящих органах.
К 2010 году все тезянские шлюзы должны быть приведены в работоспособное состояние. Без бетона в наш век камня и стали, увы, не обошлось – три шлюза из пяти будут иметь бетонные плотины и стальные ворота, но лишь один из них полностью заменит старинный третий шлюз и то, только потому, что в 1996 году старые сооружения были полностью разрушены весенним паводком, и восстанавливать оказалось попросту нечего. Иные два бетонных новодела построят чуть в стороне от их деревянных предшественников, сохранив старинные сооружения для показа туристам. Наконец самое главное и невероятное в наше прагматичное время: пятый и второй шлюзы останутся деревянными! Их уже полным ходом восстанавливают по проекту 170-летней давности, используя те же самые материалы: неподсоченные сосновые бревна, бутовый камень, кованые петли и детали водопропускных задвижек, заботливо снятые со старых конструкций и сохраненные в целости. Для полного погружения в эпоху прадедов со стройплощадки следовало бы убрать всего три предмета: бензопилу, автокран и дизельный молот для забивания деревянных свай. Восстановление ещё возможно, пока под программу деньги выделяются и еще живы люди, способные знающе выполнить дедовскую работу. Зачем руководителю водоканала понадобилось возрождать шлюзы, да еще в первозданном виде, ведь на этом можно было бы сэкономить? - кажется, ставит его на мгновенье в тупик. - Как зачем? – Да затем, что шлюзы на Тезе живут без малого170 лет и должны жить дальше, затем, что это - памятник инженерного искусства наших предков.
Перед соревнованиями мы не тренируемся. Сильным тренировки не нужны, а слабым - не помогут!
Аватар пользователя
Johny
Автор темы
Администратор
Администратор
Сообщений: 6149
 

Сообщение

Johny
» 05 мар 2015, 04:35

Изменить размер шрифта ↓ВернутьИзменить размер шрифта ↑Изображение

Изображение

Изображение
Перед соревнованиями мы не тренируемся. Сильным тренировки не нужны, а слабым - не помогут!
Аватар пользователя
Johny
Автор темы
Администратор
Администратор
Сообщений: 6149
 

Сообщение

Johny
» 05 мар 2015, 04:39

Перед соревнованиями мы не тренируемся. Сильным тренировки не нужны, а слабым - не помогут!
Аватар пользователя
Johny
Автор темы
Администратор
Администратор
Сообщений: 6149
 

Сообщение

Maksim
» 05 мар 2015, 06:02

Изменить размер шрифта ↓ВернутьИзменить размер шрифта ↑Очень интересно, спасибо Женя :hi:
Тот не ошибается, кто ничего не делает!
Аватар пользователя
Maksim
Спортивный судья
Спортивный судья
Сообщений: 1571
 

Сообщение

dol
» 05 мар 2015, 06:15

Изменить размер шрифта ↓ВернутьИзменить размер шрифта ↑Жень спасибо большое. Очень интересно.
Аватар пользователя
dol
Член Клуба
Член Клуба
Сообщений: 2144
 

Сообщение

Shatliki
» 05 мар 2015, 06:26

Изменить размер шрифта ↓ВернутьИзменить размер шрифта ↑Очень понравилось! Класс. Женя Спасибо.
Аватар пользователя
Shatliki
Начинающий водномоторник
Начинающий водномоторник
Прогресс до следущего звания:
81%
Сообщений: 181
 




Вернуться в Кают-компания



Ссылки на тему
Прямая ссылка:
BB-код для форумов, сайтов, блогов:
HTML ссылка:


На борту!

Пользователь просматривает форум: CommonCrawl [Bot]