• А вы знали?
  • Первые спортивные катамараны F1H2O были построены в 1962 году Дитером Шульцем и Анджело Молинари. Облик современного катамарана «Формулы 1» сформировался под влиянием трех стилей: американского, английского и итальянского. Родоначальниками были — американец Билл Сиболд, англичанин Энтони Уильямс и трехкратный чемпион мира в «Формуле 1» итальянец Ренато Молинари.

Психологическая подготовка спортсмена - водномоторника

Форум гоночной команды NEVOD RACING TEAM. От массового спорта — до спорта высших достижений!

Сообщение

» 04 фев 2016, 19:59

Изменить размер шрифта ↓ВернутьИзменить размер шрифта ↑В преддверии водно-моторного сезона и большого календаря соревнований 2016, хочу поделиться с коллегами методическими указаниями по психологической подготовке и методам борьбы со стартовой лихорадкой и предстартовой апатией. Некоторые могут сказать, что не испытывают этих состояний, но по себе могу сказать, что подвержен этим состояниям. И если на маршрутных гонках это не мешает, т. к успеваешь "вкатиться", то на кольцевых это вызывает массу неприятных постэффектов.

Хорошо развитые у спортсмена психические и морально-волевые качества, его высокая помехоустойчивость и выносливость являются основой максимального проявления им спортивно-технического мастерства, умственных и физических возможностей. Тем не менее каждые "соревнования и даже отдельный заезд имеют свои специфические особенности, которые могут повлиять на выступление спортсмена.

Психологическая подготовка к конкретному соревнованию заключительный этап всей психологической подготовки, проводившейся в процессе учебно-тренировочной и воспитательной работы Важнейшая задача этого этапа - формирование оптимального психического предстартового состояния, при котором гонщик не только способен проявить свои лучшие спортивные качества, но и превзойти их.

Еще задолго до старта у гонщика рефлекторно возникает напряженность, волнение, повышается частота сердечных сокращений, происходит изменение мышечного тонуса Результирующее проявление таких ответных реакций психики, физиологических и двигательных функции организма на предстоящую спортивную борьбу называют предстартовым состоянием. При помощи этих реакций идет настройка функций организма на все виды нагрузок приближающихся гонок. Это дает возможность спортсмену к моменту старта мобилизовать все свои качества и возможности.

Однако если такие процессы, особенно эмоциональное возбуждение, выходят из оптимальных пределов, то они отрицательно сказываются на действиях гонщика. В зависимости от уровня и характера эмоциональных и физиологических реакций на приближающееся выступление принято выделять три формы предстартового состояния: боевая готовность, стартовая лихорадка и стартовая апатия.

Боевая готовность к соревнованию — это состояние оптимального уровня переживаний спортсмена перед стартом, которое характеризуется общим эмоциональным подъемом воодушевлением, бодростью, внутренней собранностью и сосредоточенностью на предстоящей деятельности. Такое приподнятое психическое состояние является эффективным стимулятором, усиливающим работоспособность нервных центров анализаторов, всех органов и систем организма, что содействует результативному выступлению спортсмена в гонках.

Состояние психической готовности - необходимый компонент, входящий в понятие «спортивная форма». Его отсутствие вообще не позволяет говорить о какой-либо спортивной подготовленности спортсмена к соревнованиям. Исследованиями установлено, что оптимальный уровень активации (возбуждения) спортсмена интенсифицирует деятельность дыхательного аппарата, кровообращения, a так же других органов и систем. Все это способствует повышению работоспособности и скорости реакции.

Поэтому такое предстартовое состояние следует считать наиболее предпочтительным для успешного выступления в соревнованиях. Внешние проявления такой формы психического состояния выражаются в безошибочных, спокойных и уверенных операциях спортсмена по подготовке к старту лодки и мотора, в быстрых и точных действиях при пуске и прогреве двигателя, в желании общаться с окружающими при этом речь его может быть и спокойной, и возбужденной но обязательно связанной и последовательной.
Перед соревнованиями мы не тренируемся. Сильным тренировки не нужны, а слабым - не помогут!
Аватар пользователя
Johny
Автор темы
Администратор
Администратор
Сообщений: 6221
 

Сообщение

Johny
» 04 фев 2016, 20:00

Изменить размер шрифта ↓ВернутьИзменить размер шрифта ↑Стартовая лихорадка - это очень сильная эмоциональная реакция, обусловленная излишне высокими уровнями тревога и возбуждения (активации) у спортсмена. Такое состояние - результат нарушения психической устойчивости в той или иной степени. Наиболее характерные симптомы этого состояния: возбужденность, горячность, усиленная потребность общаться с окружающими, тремор пальцев.

При явно выраженном перевозбуждении у гонщика может наблюдаться агрессивность к окружающим, излишняя суетливость, сбивчивая речь ухудшение зрения и памяти, нарушение работы систем выделения повышенная потливость, усиленная уринация (мочеотделение) и позывы, дрожание рук, ног. В такой форме психического состояния гонщик способен допускать грубые, стартовые ошибки из-за «выпадения памяти» хаотичности действий нарушения работы анализаторов и двигательных центров.

Эти же причины обусловливают ошибки и неудачные маневры в преодолении дистанции. Высокий уровень возбуждения быстро сменяется торможением деятельности нервных центров, что приводит к снижению многих психических функций и общей работоспособности Это очень отрицательно сказывается на скорости и точности движении спортсмена, что, в свою очередь, ухудшает результативность его участия в соревнованиях. В таком состоянии у спортсмена отсутствует сознательная коррекция действий, и управление судном он осуществляет за счет выработанного ранее динамического стереотипа.

Стартовая лихорадка как форма предстартового состояния чаще всего наблюдается перед началом ответственных гонок и наиболее отчетливо проявляется у неопытных спортсменов. Измерение времени простой и сложной реакции перед незначительными и очень важными стартами показало, что повышение ответственности соревнований у многих гонщиков вызывает удлинение времени реакции. Это связано с нарушением координации функций, вызванной иррадиацией сильного возбудительного процесса в главных нервных центрах.

Стартовая апатия—это такое состояние, при котором преобладают тормозные процессы. Они проявляются в безразличном, пассивном отношении к предстоящим стартам, отсутствии каких-либо переживаний. Основными симптомами стартовой апатии спортсмена являются: значительная депрессия, стремление к уединению, недооценка своих сил и возможностей, ослабление внимания, вялость, сонливость. Могут также наблюдаться общая психическая и физическая слабость, ухудшение пищеварения и другие физиологические аномалии. В таком состоянии психические функции вместе с мышечно-двигательным аппаратом оказываются неспособными обеспечить безошибочность и достаточно быстрое выполнение всех необходимых в гонке операций. Гонщик в таком состоянии плохо ориентируется в предстартовой и гоночной обстановке, действует нерешительно, допускает ошибки, особенно на старте, — теряет время и, как следствие, снижается результативность его выступления.
Перед соревнованиями мы не тренируемся. Сильным тренировки не нужны, а слабым - не помогут!
Аватар пользователя
Johny
Автор темы
Администратор
Администратор
Сообщений: 6221
 

Сообщение

Johny
» 04 фев 2016, 20:02

Изменить размер шрифта ↓ВернутьИзменить размер шрифта ↑Чаще всего стартовая апатия наступает после сильных и длительных волнений и переживаний, охвативших спортсменов задолго до начала соревнований. Продолжительная напряженность приводит к истощению нервной энергии; активное торможение психических процессов предопределяет безразличное, пассивное отношение к соревнованию. Такой процесс имеет довольно меткое определение: «перегорел». Аналогичное состояние может возникнуть и тогда, когда спортсмен не видит перед собой четкой задачи, не придает данному соревнованию (или заезду) личного значения или недооценивает возможных противников.

Для преодоления астенических форм предстартовых состояний и проводится непосредственная психологическая подготовка спортсмена к предстоящим соревнованиям. Для регулирования форм психических процессов и оптимальной, эмоциональной настройки применяются различные приемы и средства.

Известный советский психолог спорта А. Ц. Пуни рассматривает психологическую подготовку к соревнованию как определенную систему звеньев, основными элементами которой являются:
1) сбор достаточной и достоверной информации об условиях предстоящего соревнования и, в особенности, о противниках, их оснащенности, скоростных и тактических возможностях;
2) пополнение и уточнение сведений о тренированности возможных соперников и команд и перспективах ее изменения к началу гонок;
3) правильное определение и формулировка цели участия в соревновании для команды и каждого участника;
4) формирование или конкретизация сформированных ранее общественно значимых мотивов выступления в соревновании;
5) вероятностное программирование соревновательной деятельности. Оно совершается в ходе умственных и практических действий с возможным моделированием условий предстоящих гонок и направлено на определение наилучшего варианта программы действий в условиях ожидаемых соревнований;
6) специальная подготовка к встрече в соревновании с препятствиями различной степени трудности (особенно неожиданными) и тренировка в их преодолении;
7) освоение приемов саморегуляции возможных неблагоприятных внутренних состояний;
8) индивидуальный отбор и использование способов сохранения нервно-психической свежести к началу соревнований, восстановления ее в ходе соревнования.

Сложный процесс психологической подготовки к соревнованию может длиться и два-три дня, и несколько месяцев, в зависимости от времени, оставшегося до начала соревнования. Но независимо от продолжительности он всегда требует совместных творческих усилий тренера и спортсмена, даже в большей мере самого гонщика, так как в гонках ему предстоит соревноваться за призовое место без какой-либо посторонней помощи.
Перед соревнованиями мы не тренируемся. Сильным тренировки не нужны, а слабым - не помогут!
Аватар пользователя
Johny
Автор темы
Администратор
Администратор
Сообщений: 6221
 

Сообщение

Johny
» 04 фев 2016, 20:03

Изменить размер шрифта ↓ВернутьИзменить размер шрифта ↑Первые два звена системы психологической подготовки служат основой для разработки и введения в действие всех остальных звеньев. Действительно, лишь при наличии достаточно полной и надежной информации о предстоящем соревновании, о точном времени и месте, об особенностях гоночной и тренировочной акваторий, погодных условиях и местных традициях, о составе участников, особенно о сильнейших гонщиках, и других подробностях в сочетании с исчерпывающими сведениями о возможностях своих гонщиков тренер может поставить реально достижимые цели, определить посильные задачи для каждого спортсмена и всей команды. В соответствии с этим составить план действий в предстоящем соревновании, провести надлежащую подготовку спортивной техники и самих спортсменов. При отсутствии необходимой информации невозможно не только обеспечить психологическую готовность команды к соревнованию, но и осуществить правильный подбор гонщиков и типажа судов, на которых можно на равных соревноваться с сильнейшими гонщиками, рассчитывать на победу.

Для сбора информации необходимо использовать самые разнообразные источники. Предпочтение следует отдавать официальным сообщениям и отчетам непосредственных участников соревнований, учитывая, однако, индивидуальность восприятия, а поэтому и своеобразие передачи отдельных деталей, условий и событий в целом. Литература и периодическая печать, как отечественная, так и зарубежная, также содержат полезные сведения. Уточнение данных о собственной подготовке, состоянии и технических возможностях спортинвентаря с учетом условий предстоящего соревнования позволит наиболее четко и правильно сформулировать конкретные цели и задачи, а также мотивы участия в гонках.

Мотивы являются побудительными моментами, которые объясняют, почему спортсмен стремится к достижению той или иной цели, почему он действует именно так, а не иначе, добиваясь своей цели. Наиболее важными мотивами являются те, которые предопределены осознанием спортсменом общественной значимости конечной цели, особенно победы в международных соревнованиях. Немаловажную роль играют мотивы и побуждения, имеющие личное значение для гонщика. Лучше всего, когда общественные и личные мотивы совпадают и дополняют друг друга. В этом случае поставленная цель вызывает у спортсмена подлинный интерес, энтузиазм, самоотверженную отдачу при ее достижении, как в процессе подготовки к соревнованиям, так и непосредственно в ходе гонок на всех этапах.

Поставленная цель определяет то, что хочет или должен сделать спортсмен, к чему направляет свои помыслы и действия. В годовой программе спортивных мероприятий водномоторников предусматривается большое количество соревнований и официальных тренировок. Естественно, они имеют различную степень значимости, и поэтому мотивация и целевые установки для каждого спортсмена должны быть конкретными и реальными. Например, в одних соревнованиях главной задачей может быть достижение максимального результата по средней скорости, тогда как в других состязаниях более Важным критерием может стать стабильность и надежность результатов в нескольких заездах или этапах, даже за счет некоторого снижения скоростных показателей, или же могут быть установлены какие-либо специфические требования тактического или иного характера.
Перед соревнованиями мы не тренируемся. Сильным тренировки не нужны, а слабым - не помогут!
Аватар пользователя
Johny
Автор темы
Администратор
Администратор
Сообщений: 6221
 

Сообщение

Johny
» 04 фев 2016, 20:03

Изменить размер шрифта ↓ВернутьИзменить размер шрифта ↑Как правило, для постоянного роста спортивного мастерства гонщика намеченная цель не должна казаться ему недосягаемой, и в то же время не должна быть для него слишком легкодоступной. Важное значение имеет форма целевой установки на отдельную гонку или соревнование, так как она определяет сигнальное значение будущих препятствий: при конкретной категорической формулировке задачи препятствия и трудности являются сигналом, вызывающим мобилизацию физических и психических возможностей спортсмена для непременного их преодоления и достижения поставленной цели.

Условная формулировка задачи приводит к тому, что возникающие препятствия вызывают сигналы, направленные на демобилизацию усилий и снижение психических и физических качеств спортсмена. Условность целевой установки, например: «при удачном старте бороться за призовое место» или «при хорошем прохождении поворотов показать результат норматива мастера спорта», создает смягчающие обстоятельства, снимает необходимость максимальной мобилизации и концентрации усилий спортсмена в ходе соревнований. У него в сознании остается «лазейка» для оправдания отклонения или даже прекращения ведения борьбы за достижение поставленной цели. Поэтому форма постановки конкретной цели соревнования (или отдельной гонки) должна быть всегда категоричной, например: «бороться за призовое место», «финишировать впереди такого-то участника», «обязательно уложиться в контрольное время» и т. д.

Целесообразной может оказаться некоторая условность, если она побуждает гонщика на активизацию усилий и повышение его возможностей, например: «пройти дистанцию в первой десятке, но, если условия трассы позволят, идти с максимальными скоростями», «бороться за призовое место и победу! » Подобные целевые установки стимулируют мобилизацию психических, волевых усилий и спортивно-технического мастерства спортсмена для достижения более высокого результата.

Пятое и шестое звенья системы психологической подготовки неразрывно связаны с практическими подготовительными действиями и имеют вероятностный вариативный характер. Объясняется это тем, что практически никогда тренер и спортсмен не располагают абсолютно полной и достоверной информацией об условиях предстоящих соревнований, вероятных соперниках и различных препятствиях. Напротив, очень о многом приходится только предполагать в различных вариантах. Например, недостаточные сведения об акватории предстоящих гонок вызывают необходимость готовить спортсмена и настраивать комплекс судно — мотор — гребной винт на различные условия движения: по относительно ровной воде, при умеренном волнении и по беспорядочной битой волне, где наиболее вероятны нарушения стабильности работы гребного винта и т. п. При этом не следует исключать возможности доставки к месту соревнований каждому гонщику нескольких заранее подготовленных судов различных типов, настроенных для разных погодных условий и с учетом специфики гоночных акваторий.
Перед соревнованиями мы не тренируемся. Сильным тренировки не нужны, а слабым - не помогут!
Аватар пользователя
Johny
Автор темы
Администратор
Администратор
Сообщений: 6221
 

Сообщение

Johny
» 04 фев 2016, 20:03

Изменить размер шрифта ↓ВернутьИзменить размер шрифта ↑Чем меньше сведений об условиях предстоящих соревнований, тем больше вариантов технических особенностей прохождения тренировочных трасс и большее разнообразие тактических приемов должны разработать и освоить гонщик совместно с тренером и механиком в период подготовки к конкретному соревнованию. Во всех случаях нужно стремиться приблизить тренировочные условия к вероятной обстановке предстоящих соревнований. Неожиданности, которые могут возникнуть на соревнованиях и которые заранее предусмотреть невозможно, зачастую приводят к резкому снижению результатов гонщиков и команды в целом, а иногда и к полному прекращению тонки. В такой ситуации требуется незамедлительно, точно и наиболее рационально ответить как минимум на два вопроса: «Что случилось? » и «Как действовать? » («Что делать? »). Задержка с ответом, растерянность или ошибочное действие отрицательно влияет на исход спортивной борьбы.

В процессе вероятностного программирования при выполнении практических действий в условиях, приближенных к условиям предстоящего соревнования, на тренировочных занятиях, контрольных заездах и официальных соревнованиях гонщик должен быть психологически и практически подготовлен к встрече возможных неожиданностей и успешному их преодолению. Накопленный опыт участия в соревнованиях позволяет отметить следующие обстоятельства, которые отрицательно сказываются на результатах гонщиков: непривычная планировка лагеря участников или весьма удаленное его расположение от стартовой зоны; очень тесное размещение участников на стартовом плоту; ошибки и путаница в подаче сигналов; необычные тактико-технические характеристики судов некоторых противников (исключительная маневренность, приемистость, удивительные легкость и прочность, быстроходность в сочетании с мореходностью) ; большое число участников в заезде; большая плотности судов в стартовой зоне; ведение участниками жесткой борьбы на трассе буквально за каждый сантиметр; новые тактические и технические приемы прохождения дистанции, применяемые некоторыми гонщиками; применение соперниками технических новинок моторостроения и судостроения; оснащенность незнакомым эффективным вспомогательным оборудованием; непривычный интервал между заездами; отсутствие места и условий для отдыха гонщиков и ремонта судов в перерывах между заездами; большое число и высокая активность зрителей; присутствие посторонних в лагере участников; непривычные метеоусловия и акватория; необычные расположения поворотных буйков и конфигурация трассы; постороннее судоходство в непосредственной близости от гоночной дистанции; наличие на трассе «поворотов в упор», т. е. таких поворотов, когда один из поворотных знаков ставится невдалеке от высокого обрывистого берега или высокой бетонной стенки набережной. При подходе к такому повороту у многих гонщиков складывается впечатление, что между буйком и стенкой («упором») очень мало места и при повороте на высокой скорости можно вылететь на берег (стукнуться о стенку). Такое восприятие вызывает непроизвольное снижение скорости; ошибочные или излишне резкие установки и указания тренера или руководителей; недостаточная информация о текущих событиях на дистанции ее отсутствие или неточность не позволяют тренеру и гонщику сделать необходимую корректировку тактических задач и скоростных параметров; непривычно большая протяженность дистанции и длительность каждого заезда. Перечисленные трудности, конечно же, не исчерпывают всего их многообразия. Тренер и спортсмен должны постоянно пополнять ассортимент подобных внезапных затруднений путем их регистрации, систематизации и глубокого анализа. Введя разнообразные неожиданности в учебно-тренировочный процесс, тренер помогает спортсмену выработать устойчивость против трудностей, отрицательно сказывающихся на его действиях.
Перед соревнованиями мы не тренируемся. Сильным тренировки не нужны, а слабым - не помогут!
Аватар пользователя
Johny
Автор темы
Администратор
Администратор
Сообщений: 6221
 

Сообщение

Johny
» 04 фев 2016, 20:05

Изменить размер шрифта ↓ВернутьИзменить размер шрифта ↑Мероприятия седьмого и восьмого звеньев психологической подготовки направлены на формирование у гонщика оптимального уровня психической готовности к предстоящему соревнованию и преодолению астенических форм предстартовых состояний. Для этого можно применить следующие средства и приемы.
1. Разминка — комплекс физических и интеллектуальных упражнений и приемов, направленных на подготовку физических и психических функций организма к предстоящей напряженной работе на дистанции. И, пожалуй, еще большее значение она имеет как средство, содействующее формированию благоприятного эмоционального предстартового состояния. В зависимости от формы предстартового состояния спортсмена и его индивидуальных особенностей в разминку нужно включать различные физические упражнения, применяя при этом средства регулирования психических процессов. При стартовой лихорадке, например, рекомендуется в разминку включать успокаивающие ритмичные однообразные движения с широкой амплитудой. Темп исполнения от медленного до очень медленного. Преодолению стартовой лихорадки способствуют приемы сосредоточения и концентрации внимания на очень хорошо изученных явлениях либо, наоборот, на малознакомых, но очень интересных объектах. Например, тщательная проверка работы своего мотора;
Перед соревнованиями мы не тренируемся. Сильным тренировки не нужны, а слабым - не помогут!
Аватар пользователя
Johny
Автор темы
Администратор
Администратор
Сообщений: 6221
 

Сообщение

Johny
» 04 фев 2016, 20:05

Изменить размер шрифта ↓ВернутьИзменить размер шрифта ↑Преодолению стартовой лихорадки способствуют приемы сосредоточения и концентрации внимания на очень хорошо изученных явлениях либо, наоборот, на малознакомых, но очень интересных объектах. Например, тщательная проверка работы своего мотора; внимательное изучение, зарисовка и анализ конструкции какой-либо оригинальной лодки.

При наличии у спортсмена признаков стартовой апатии Следует подбирать энергичные разогревающие, возбуждающие, аритмичные движения, разнообразные по форме я направлению. Темп выполнения быстрый, неравномерный, включающий рывки.
2. Дыхательные упражнения. Для снижения излишнего предстартового волнения следует применять глубокий вдох и медленный полный выдох с расслаблением мышц. При стартовой апатии необходимо употреблять частые глубокие вдохи и резкие напряженные выдохи в ускоренном темпе.
3. Массаж. Для снятия чрезмерной напряженности перед стартом при наличии симптомов стартовой лихорадки можно проводить успокаивающий массаж. Вывести спортсмена из состояния стартовой апатии помогает возбуждающий массаж, поднимающий общий мышечный тонус и активизирующий психические процессы.
4. Переключение внимания на объекты, не связанные с ожидаемым стартом, п воздействия тренера. Опытные тренеры, хорошо знающие индивидуальные особенности и склонности своих подопечных, сравнительно легко могут изменить астенические формы стартового состояния гонщиков и добиться у них состояния боевой готовности.

Если тренер обнаруживает у спортсмена прогрессирующие признаки стартовой лихорадки, то для ее преодоления он может: не давать смотреть очередной заезд соревнований, в котором участвуют другие спортсмены; подключить другого гонщика или механика и заставить их совместно еще раз спокойно и внимательно проверить работу мотора и всех вспомогательных систем; выпустить участника в предстартовую зону в первые же секунды после подачи предварительного стартового сигнала. Большинство водителей спортивных судов с явно выраженными признаками стартовой лихорадки быстро приходят в уравновешенное и сосредоточенное психическое состояние после того, как садятся в лодку, производят пуск мотора и выходят на воду; увести спортсмена подальше от места сосредоточения участников и их судов, где не слышно шума моторов и предстартовой суеты, где ничего не напоминает о предстоящих соревнованиях; рассказать какую-нибудь забавную историю или напомнить веселый эпизод из жизни.
Перед соревнованиями мы не тренируемся. Сильным тренировки не нужны, а слабым - не помогут!
Аватар пользователя
Johny
Автор темы
Администратор
Администратор
Сообщений: 6221
 

Сообщение

Johny
» 04 фев 2016, 20:06

Изменить размер шрифта ↓ВернутьИзменить размер шрифта ↑При обнаружении признаков стартовой апатии у гонщика тренеру следует: обеспечить обязательный просмотр гонщиком очередных стартов и наблюдение за ходом гонок с непрерывным их анализом; заставить его поработать с мотором и судном: проверить крепления и все контровки, почистить и протереть двигатель корпус лодки и кокпит, убедиться в наличии топлива в баке прибавить ему уверенности в своих силах, любыми средствами поднять настроение, заставить улыбаться.
5. Приемы психофизического саморегулирования основаны на изучении умения управлять своими психическими процессами и приводить их к нужному уровню. Первая группа приемов направлена на регулирование напряженности путем наблюдения и устранения внешних признаков ее проявления. Внешние признаки напряженного эмоционального состояния выражаются в непроизвольном напряжении определенных мышц, своеобразной мимике, нарушении ритма и глубины дыхания, треморе конечностей. Самоконтроль за этими проявлениями можно осуществить постановкой вопросов-«В каком состоянии мои мышцы? », «Как я дышу? », «Какова моя мимика? », «Не дрожат ли пальцы? ». После этого следует сознательная проверка соответствующих проявлений.

При обнаружении каких-либо отклонений от нормы гонщик должен привести выражение лица и позу в спокойное состояние, расслабить напряженные мышцы, восстановить ровное глубокое дыхание, унять дрожь. Все это будет стимулировать нормализацию уровня психического состояния. Вторая группа приемов основана на использовании умственных действий, направленных на мысленное, обязательно технически и тактически совершенное, прохождение отдельных элементов трассы (старта, поворота и т. д.), сравнение и анализ различных вариантов выполнения приемов в конкретных условиях данной акватории, трассы и участвующих противников.

Смысл умственных действий заключается в переключении сознания гонщика от мучительных, тревожных раздумий на деловую сторону. Он должен мысленно представить и «проиграть» возможные ситуации и найти наилучшие варианты своих действий. Такое образное представление можно сопровождать мысленным проговариванием выполнения действий или даже обсуждением их с тренером или товарищем по команде. Исключительно важно при этом не допустить навязчивых мыслей о возможных неудачах или о победе во что бы то ни стало.
Перед соревнованиями мы не тренируемся. Сильным тренировки не нужны, а слабым - не помогут!
Аватар пользователя
Johny
Автор темы
Администратор
Администратор
Сообщений: 6221
 

Сообщение

Johny
» 04 фев 2016, 20:06

Изменить размер шрифта ↓ВернутьИзменить размер шрифта ↑Главным здесь должно быть стремление достигнуть лучшего результата, выгоднейшей позиции, лучшего выхода из любой обстановки, не исключая победу в гонке. Третья группа приемов основана на роли слова как очень сильного раздражителя для воздействия на самого себя. Словесное воздействие спортсмена на себя может иметь форму: самоубеждения и самоободрения — путем многократного мысленного повторения фраз: «Все хорошо», «Все в одинаково трудных условиях, не только я», «Хорошо брал старт и в более жестких условиях и на этот раз стартую удачно», «Противники равны мне по силам, а кое в чем могут и проиграть» и т. п. ; самоуспокоения — словами: «Я не волнуюсь», «Технику я проверил с тренером и механиком — здесь все в порядке», «Я спокоен», «Я готов к старту», «Погодные условия были и хуже, это меня не беспокоит», «Все будет, удачно» и т. д. ; самоприказов — повторением слов: «Не волноваться! », «Спокойнее, не суетиться! », «Все внимание старту! », «Точнее движения штурвалом! » и т. п.

Эффективность словесного воздействия на форму и уровень психического состояния зависит от умения спортсмена (и тренера) выделить ключевой критерий и правильно подобрать наиболее действенные слова и фразы внушения для каждого конкретного момента. Наибольший эффект от приемов саморегуляции может быть получен, если ими пользоваться не эпизодически и не только при подготовке к ответственным соревнованиям, а включать их в процесс всей учебно-тренировочной работы.

Иными словами, каждый гонщик и каждый тренер должны овладеть культурой психических функций. По мнению многих гонщиков, отвлечься от навязчивых, угнетающих мыслей и улучшить психическое состояние не так трудно, если в этом помогает тренер. Современные гонки на моторных судах чаще всего проводятся в три-четыре заезда. Поэтому появляется необходимость поддерживать оптимальный уровень возбуждения продолжительное время каждый день соревнований.

Эту огромную и важную работу должны осуществлять не только тренер и механики, но и гонщики, свободные от заездов. Они видят весь ход спортивной борьбы на трассе, отмечают удачные действия и ошибки всех участников. После проведенного заезда гонщик ждет от тренера конкретизации своих дальнейших действий, коррекции целевых установок. Тренеру, чтобы это осуществить, нужно располагать результатами хронометража старта заезда и прохождения по кругам всех своих подопечных, а также основных конкурентов.

Учитывая результаты предыдущего заезда, тренер должен знать, кого похвалить, кого пожурить, а с кем просто спокойно, по-деловому проанализировать проведенную гонку. Всегда следует указать спортсменам на допущенные ошибки, обсудить варианты их устранения, принять меры, чтобы в дальнейшем участники не повторили этих ошибок и не допустили новых. Такие действия тренера позволят улучшить последующие результаты и окончательный исход соревнований. Поэтому тренер должен постоянно находиться рядом со спортсменами, вплоть до их выхода в предстартовую зону, внимательно следить за действиями своих подопечных, их состоянием, быть готовым в любую минуту прийти им на помощь.
Перед соревнованиями мы не тренируемся. Сильным тренировки не нужны, а слабым - не помогут!
Аватар пользователя
Johny
Автор темы
Администратор
Администратор
Сообщений: 6221
 




Вернуться в NEVOD RACING TEAM



Ссылки на тему
Прямая ссылка:
BB-код для форумов, сайтов, блогов:
HTML ссылка:


  • Похожие темы
    Ответов
    Просмотров
    Последнее сообщение

На борту!

Пользователь просматривает форум: CommonCrawl [Bot]